3 декабря на повестке дня в Государственной Думе рассматривался Проект федерального закона “О внесении изменений в статью 15 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и статью 7 Федерального закона “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”.
В роли докладчика вступала официальный представитель правительства статс-секретарь-заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Марина Лукашевич. Содокладчиком по законопроекту выступил Артём Туров от Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками.
В ходе своего выступления, Марина Лукашевич рассказала, о том, что комплексный экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации для иностранных граждан был введён в 2015 году и за это время его прошло более 4,5 миллиона иностранных граждан. Из них подавляющее большинство сдавали его по федеральной процедуре и всего около 10 процентов – по региональной. По её мнению введение в законодательство предлагаемых законопроектом изменений позволит обеспечить выстраивание эффективной системы социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, основанной на уважении и знании русского языка, истории, культуры и жизненного уклада российского общества, значительно уменьшит вовлечение трудовых мигрантов в коррупционные схемы, а также будет способствовать популяризации русского языка и развитию российского образовательного пространства в странах исхода мигрантов.
В рамках обсуждения законопроекта свои вопросы задал Специальный представитель Государственной Думы РФ по вопросам миграции и гражданства, Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин.
«Первый вопрос. Скажите, пожалуйста, вы ведь, наверное, знаете, что существует ещё такая категория, как носитель русского языка. И для того чтобы стать носителем русского языка, тоже надо пройти через комиссию по знанию русского языка. В этом законопроекте, ни в одном, ни в другом, не упоминаются носители русского языка. Следует ли из этого, что в данном случае вся работа по удостоверению знания русского языка для присвоения статуса “носитель русского языка” тоже будет проводиться вами в рамках вот того законодательства и того нового закона, который мы принимаем.
И второй вопрос. У нас заключены соглашения с Таджикистаном и Узбекистаном, одно из них ратифицировано, другое готовится к ратификации и внесено в Государственную Думу. Речь идет о подготовке мигрантов к миграции в Россию со стороны Таджикистана, Узбекистана, об определенных обязательствах этих стран по, так сказать, организованному набору мигрантов.
С этой точки зрения тот порядок, который сейчас устанавливается, позволяет вам контролировать подготовку по русскому языку, которая будет проводиться на территории Узбекистана, Таджикистана или других стран, с которыми мы подобного рода соглашения будем на самом деле подписывать?».
В своём ответе Лукашевич рассказала, что комплексный экзамен применяется только для иностранных граждан, получающих соответствующие миграционные документы в определенных целях и не имеет отношения к подтверждению носителей русского языка, которое происходит в рамках либо освоения образовательной программы, либо дополнительного образования.
По вопросу же соглашений, которые были заключены с Узбекистаном и Таджикистаном, она рассказала, что действующие нормы предусматривают возможность проведения комплексного экзамена за пределами территории Российской Федерации и такие центры уже существуют. Кроме того, она выразила надежду, что все славянские университеты, которые расположены за пределами Российской Федерации будут включены в перечень, позволяющий им проводить комплексный экзамен, что даст возможность российским организациям, которые будут открывать филиалы за пределами Российской Федерации также проводить этот комплексный экзамен за рубежом.
«Мы очень активно с коллегами в правительстве, с других федеральных органов исполнительной власти обсуждаем тему, чтобы максимально соединить все сопутствующие услуги для получения миграционных вот необходимых документов иностранными гражданами, то есть в данном случае если будет приниматься решение о проведении, например, в Узбекистане всей процедуры на одной площадке, мы с удовольствием там сможем организовать проведение комплексного экзамена на этой площадке. В общем, проблем каких-то в определенной степени даже после введения законопроекта мы не видим», – заявила она.
В конце дискуссии слово вновь взял Константин Затулин:
«Уважаемые коллеги, так получилось, что законопроекты, которые относятся к сопутствующей теме, у нас проходили через разные комитеты профильные: 15-й – через комитет по конституционному законодательству, а 16-й базовый – через профильный. В отношении этого законодательства — Комитет по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками.
И я здесь выступаю по этому второму или 16-му нашей повестки, вопросу от имени фракции “ЕДИНАЯ РОССИЯ”.
Прежде всего, хочу напомнить вам несколько цифр. На территории России сегодня, по данным, которые опубликованы, 11 миллионов иностранцев, которые в сумме составляют примерно 15 процентов нашего рынка труда.
Вторая цифра, которая была озвучена уважаемой Мариной Борисовной Лукашевич на заседании нашего комитета, при обсуждении этого закона, а именно, что с 2015 года, с тех пор, как мы вообще стали практиковать необходимость вот этого экзамена по русскому языку, через этот экзамен прошло 4 миллиона 59 тысяч человек, из которых 3 миллиона 826 тысяч человек были сертифицированы, то есть были удостоверены их знания русского языка. А, соответственно, 200 тысяч примерно не получили такого удостоверения.
Мы действительно поддерживаем принятие этого законопроекта, потому что пора наводить порядок единообразный в этой сфере. Но хочу заметить, что из вопроса и ответа, который вот прозвучал на мой вопрос, хочу сказать, что и сейчас принятием этого законопроекта, по крайней мере, в первом чтении мы ещё не снимаем всех проблем, потому что кроме экзаменов, которые связаны с процессом миграции, у нас есть ещё и важная часть экзаменов, которая связана с таким частным, но очень важным для нас видом миграции, как репатриация (возвращение соотечественников). В этих целях президент в своё время предложил норму “носитель русского языка”. Вот экзамен на то, являешься ты или не являешься носителем русского языка, у нас осуществляет Министерство внутренних дел, а вовсе не министерство, сегодня докладывающее этот законопроект. Нам обязательно это надо учесть, потому что не может быть одних правил для одних и других правил для других.
Почему это возникает, такая проблема? Да потому что, кто во что горазд. Вот только что в средствах массовой информации, например, рассказывали о случае, когда мать троих детей, нашу соотечественницу, при принятии экзамена на знание русского языка, на статус носителя русского языка ей как бы дали отрицательный отзыв, заставили её покинуть Россию, потому что она не могла ответить на вопрос: откуда происходит слово “Китай-город”?
Я хотел бы провести при случае тестирование депутатов в Государственной Думе, знают они, откуда происходит название “Китай- город”? Она считает, что от китайцев, а на самом деле нет, потому что существует несколько разных версий того, от чего это слово происходит.
Хочу обратить ваше внимание на то, что требования могут быть разные, и они должны быть, безусловно, унифицированы. И с этой точки зрения то, что сейчас до сих пор происходило, происходило то, что, как было сказано, 13 высших учебных заведений делегировали, примерно, восьми сотням различных организаций на территории страны право принятия этих экзаменов.
То, что предлагается сейчас, речь идёт о том, что эта двухступенчатая система отменяется. Теперь напрямую организации, имеющие право образовательной деятельности, должны будут проводить эти экзамены. И здесь уже говорил представитель нашего комитета, Артём Туров говорил о том, что тут существует серьёзный риск. Потому что мы не знаем, сможем ли мы на самом деле, сможет ли министерство в обозримые сроки организовать работу таким образом, чтобы вот эти вот организации, имеющие право образовательной деятельности в их число не попали коммерческие структуры, однодневки, которые завтра разбегутся и не представят нам сведений о том, на самом деле этот человек проходил этот экзамен, действительно у него сертификат или нет.
Конечно, только что обсужденный, обсуждаемый сейчас закон, который вносит определенные нормы ответственности он важен для того, чтобы дисциплинировать в этой сфере, но тут предстоит очень большая работа и очень большая работа предстоит по подготовке этих законопроектов, особенно законопроекта за номер 16 “О внесении изменений в закон “О правовом положении иностранных граждан…” и в закон о предоставлении муниципальных и других услуг внесение поправок, они просто требуются в этом случае. Потому что, как я уже сказал, существуют и пространственные проблемы, это очень хорошо, что мы думаем, что возможно все организовать на территории Узбекистана и Таджикистана.
Вы знаете, сколько у нас вообще филиалов за рубежом? Тридцать девять всего филиалов наших образовательных учреждений находится за рубежом, из них четыре на территории Узбекистана и Таджикистана. Могут эти учреждения в данном случае квалифицированно этот поток пропустить или нет, это еще большой вопрос. И в какой мере министерство, которое не имеет своих представителей пока, во всяком случае, там, сможет это контролировать хорошо они делают это или плохо.
То есть, я хочу заметить, что, во-первых, при подготовке ко второму чтению, после принятия этого закона, к чему мы тоже призываем, необходимо учесть, что есть еще и другие экзамены, связанные с удостоверением, знает человек русский язык или нет, а именно экзамены на предоставление статуса носителя русского языка, они организуются пока, во всяком случае, совершенно другим ведомством, нужно прийти к какому-то одному знаменателю. А, во-вторых, учесть все эти замечания, которые были высказаны».
В результате голосования законопроект в первом чтении был принят единогласно.
Проектом федерального закона “О внесении изменений в статью 151 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” предлагается:
– сформировать единый перечень организаций, уполномоченных проводить комплексный экзамен при наличии в штате организации педагогических работников, имеющих высшее образование по соответствующим направлениям подготовки, квалифицированных специалистов в области текстологии и тестирования, а также материально – техническую базу,
позволяющую использовать современные видео-, аудиовизуальные средства;
– устанавливать требования к минимальному уровню знаний в зависимости от цели пребывания иностранного гражданина, получения разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешение на работу либо патента;
– выдавать по результатам сдачи комплексного экзамена исключительно сертификаты, установить сроки его действия в зависимости от цели получения;
– Азбука фандрайзинга фонд Облака Джамиля Семененкоразработать единые контрольно-измерительные материалы и установить периодичность их пересмотра: закрепить за правительством полномочия утверждать методику расчёта стоимости услуги по проведению комплексного экзамена и устанавливать верхнюю границу стоимости экзамена.
Ввести федеральный государственный контроль за соблюдением требований по проведению комплексного экзамена и выдачу сертификата с одновременным включением в Кодекс об административных правонарушениях сопутствующих норм об ответственности организаций и их должностных лиц, уполномоченных проводить комплексный экзамен, а также органов и организаций и их должностных лиц, уполномоченных вносить сведения в федеральный реестр сведений документов об образовании.
В частности, ответственность возлагается за нарушение формы или порядка проведения экзамена либо его проведения с несоблюдением требований к минимальному уровню знаний или методики расчёта стоимости услуги по его проведению за нарушение порядка выдачи сертификатов, а также сроков их хранения, за нарушение порядка либо непредставление или несвоевременное представление в федеральный реестр сведений документов об образовании, сведений о выданных сертификатах.
В целом размеры штрафов определены, исходя из общественной опасности проступков и составляют для юридических лиц от 20 тысяч рублей до 300 тысяч рублей, для должностных лиц – от 5 тысяч рублей до 30 тысяч рублей.