Герб Саратовской области

Сайт создан с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

Телефон горячей линии по вопросам миграции – 8 (845-2) 52-05-93

Аналитика

Так уж сложилась судьба моего народа, что весной, с пробуждением природы, когда все вокруг объято буйным цветом, мы скорбим о безвинно погибших в Османской Турции миллионах армян. Погибших не на поле битвы или из-за болезней, а убитых и замученных в собственных домах, занятых мирным трудом - воспитанием детей, выращиванием хлеба ...

 

011915год. 24 апреля. Эта дата символизирует тот ужас, под которым несколько столетий существовал наш народ, и она навсегда вошла в сознание армян, в историю Армении, написанная кровью и слезами, стонами раненых и всепоглощающим огнем.

Апрель 1915г. стал вызовом всему человечеству и человечности.

В последних числах апреля 1915г., за чашкой кофе,  лидеры младотурок -Талаат, Энвер, Джемал, Назым ..., которые еще вчера клялись в вечной дружбе руководителям армянства, пользовались их услугами и поддержкой решили окончательно искоренить армянский народ с земли Араратской, на которой он жил со времен "праотца Ноя".

"Армянский народ надо уничтожить в корне, чтобы ни одного армянина не осталось на нашей (???-А.А.) земле и забылось само это имя” - определял цели и задачи геноцида доктор Назым. "Сейчас идет война, такого удобного случая больше не будет. Вмешательство великих держав и шумные протесты мировой прессы останутся незамеченными, а если они узнают, то будут поставлены перед свершившимся фактом, и тем самым вопрос будет исчерпан. На этот раз наши действия должны принять характер тотального истребления армян, необходимо уничтожить всех до единого,"- добавлял он.

Другой организатор преступления против человечности, военный министр Энвер, инструктирует своих подчиненных: «Всех подданных Османской империи армян старше пяти лет выселить из городов и сел и уничтожить, всех служащих в армии армян изолировать от воинских частей и расстрелять."  Ему вторил министр внутренних дел Талаат: "Уже сообщалось, что по приказу Джемиета (общество младотурок –А.А.) правительство решило полностью уничтожить всех армян, проживающих в Турции. Те, которые воспротивятся этому приказу и данному решению, будут лишены гражданства. Не взирая на женщин, детей и больных, какими бы трагичными ни были методы уничтожения, не внимая голосу совести (откуда ей взяться в воспаленном сознании варвара? - А.А.) - положите конец их существованию."

Задача была определена предельно четко и ясно. Армия, жандармерия, добровольцы,  да и всякий сброд, охотники до чужого добра, с удовольствием, не понятным цивилизованному человеку, приступили к реализации плана уничтожения своих соседей, представителей одного из древнейших народов, вина которых заключалась в том, что они исповедовали  другую идеологию, основанную на человеколюбии, создали великую культуру и жили на путях  диких орд.

Миллионы коренных жителей Армянского нагорья были поставлены вне закона. Армянин- христианин, прежде всего, - неверный, а неверный — это "гяур", это враг, а врага необходимо уничтожать. В дальнейшем Талаат признается, что за несколько месяцев они уничтожили больше армян, чем за тридцатилетие правления султана Гамида Кровавого. Вот она жестокая логика дикаря, опьяненного безнаказанно пролитой кровью.

Современные общественно-политические лидеры Турции, да и абсолютно вся турецкая историография по данному вопросу отвергает факт Геноцида, а если и признает наличие жертв, то это всего лишь исключения, не связанные с политикой правительства (!??), а, скорее всего «издержки» военного времени.

Геноцид армян - первое в новой истории человечества широкомасштабное международное преступление, совершенное с целью уничтожения целого народа по политическими этническим мотивам.

02

В соответствии с заранее разработанным планом, все армянское население, без различия возраста и пола, было преднамеренно уничтожено на территории своего исторического проживания. С жестокостью беспримерной уничтожались люди, материальная и духовная культура.

Выступая в Государственной думе 22 февраля 1916г., министр иностранных дел Российской империи С.Д. Сазонов отметил, что, пользуясь начавшейся войной: «…под благосклонным оком союзной Германии, турки, по-видимому, намереваются осуществить свою давнишнюю мечту о полном истреблении армянского населения, … С первых же дней войны с Турцией мы знаем, что турки совершенно недвусмысленно оправдали приведенное подозрение".

На всей территории империи «происходили массовые казни без суда; единственная вина этих жертв заключалась в том, что они были армяне. Особую страсть проявляли жандармы к уничтожению образованных и влиятельных людей».

03

В убийствах активное участие принимали жители населенных пунктов, через которые проходили караваны: «в целях экономии использовали дубинки, молотки, топоры, косы, лопаты, пилы», а где это было возможно, «связывали по несколько человек и бросали в море или ближайшие реки».

Как описывал свидетель этих преступлений французский публицист Анри Барби: «Воды Евфрата несут уже такое множество трупов, что местами они, собираясь в груды, как живая плотина, мешают свободному бегу реки». До сегодняшнего дня неизвестно точное число погибших, разброс цифр велик - от 700 тысяч до нескольких миллионов.  Нет данных о количестве проживающих, соответственно и не может быть точно подсчитано число погибших, а война все спишет, — вот лейтмотив действий Центрального комитета младотурецкой партии "Единение и прогресс". Именно он выработал план, который совместным усилием военного ведомства, гражданских структур и дикого населения был успешно претворен в жизнь, ведь выжила только третья часть армянского населения. Он выработал план, который совместным усилием военного ведомства, гражданских структур и дикого населения был успешно претворен в жизнь. О том, что этот чудовищный проект был инспирирован правительством, красноречиво говорит заявление Вехиб-паши, командующего турецкой армией на восточном фронте в годы  Первой мировой войны: "Резня и истребление армян, так же как и грабеж, их имущества, были заранее обдуманным намерением комитета "Единение и прогресс".

Что же способствовало турецкому правительству в реализации такого чудовищного плана? Во-первых, необходимо  отметить, что шла война и активное вмешательство великих держав, занятых своими проблемами, можно было не ожидать или же вовсе игнорировать; во-вторых, армянское население предварительно было разоружено, боеспособные мужчины призваны в турецкую армию - это более 200 тысяч человек, невзирая на воинские звания, всех зачисляли в рядовой состав, «вооружая» киркой и лопатой. Чтобы понять, как обошлись с ними, после выполнения основной задачи, нужно вернуться к циркуляру Энвера военному ведомству.

В-третьих, «отцы нации» не предприняли достаточных усилий, чтобы консолидировать все силы армянского народа и воспрепятствовать его избиению.

04

Где были Варданы и Гевонды? 

Увы, их не оказалось в критический момент для народа армянского.  Занесенный «ятаган» некому было выбить из рук варварских орд, опьяненных пролитыми реками крови. Армяне не нашли свой путь к новому АВАРАЙРУ и пошли на ГОЛГОФУ.

Но не все шло гладко в планах убийц. Армянское население по мере возможности оказывало, хотя и спонтанное, сопротивление регулярным правительственным войскам и грабителям разных мастей. В героическую историю нашего народа вошли своим беспримерным подвигом, жители древнейшего армянского города Вана, которые отстояли свой родной город от превосходивших численностью и вооружением сил противника.

Наряду с правительственными войсками в штурме участвовали и «охотники» из окружающих Ван населенных пунктов. Они рассчитывали на легкую добычу, как это было в армянских селах Ванского вилайета. Ванцы бесстрашно защищали свои дома, свои очаги и не дали этим головорезам испить безвинную кровь. Дорого заплатили эти «славные воины» умеющие убивать и насиловать безоружное население. Ван защищался до подхода русских войск.

Овеяны славой подвиги армянских крестьян из нескольких сел, затерянных в горах отдаленной от остальной Армении Киликии, укрепившихся на горе Муса и оказавших упорное сопротивление регулярной турецкой армии и разбойничьим ордам из окрестных мусульманских сел. Более месяца безоружные крестьяне оборонялись, нападая на противника, отбивая у него оружие, и только чудо могло их спасти. И оно произошло.

На сороковой день пришла помощь. Французские военные корабли смогли взять на борт всех желающих и спасли их от неминуемой гибели. Подвиг мусалерцев нашел достойное отражение в романе австрийского писателя Франца Верфеля «40 дней Муса Дага».  Потомки легендарного Давида, из армянского героического эпоса «Давид Сасунский» с оружием в руках встретили врага и, хотя большинство погибло в неравном бою, они не опозорили свое имя.

05

Данный ряд можно продолжить, и он лишний раз подтверждает мысль великого армянского писателя-романиста Раффи: «Не достоин жизни народ, не желающий себя защитить!»  Наши предки своим подвигом показали нам путь к выживанию и созиданию. Сегодня живущие поколения, и не только армян, должны знать и помнить об этом подвиге духа народа, который не смогли сломить ни меч, ни огонь, ни беспримерная звериная жестокость. Может кому-то покажутся преувеличенными данные эпитеты, но других, более мягких, увы, не находится. Да и как можно об этом рассуждать. Народ армянский уничтожался планомерно по строго разработанному плану как этническая группа на государственном уровне.  Здесь нашлось место даже таким мелочам, в какой пропорции делится награбленное имущество между турецким государством и «охотниками» из неармянского населения. На большей части своей исторической территории коренное армянское население было уничтожено. Все пространство, от Киликии на юго-западе и Трапезунда на севере до российской границы, превращено в большое кладбище одного из древнейших народов земли. Меньшая часть, чудом уцелевшая, превратилась в народ-странник без родины, без крова, без средств к существованию растеклась малыми ручейками по всему миру.

А что варвар, какое он понес наказание? Абсолютно никакое. Справедливости ради нам необходимо отметить, что суд над основными виновниками Геноцида состоялся. Но это была, скорее всего, разборка между членами одной банды, где побежденный нес всю меру ответственности за предыдущие злодеяния. Кого-то осудили на определенный срок заключения и вскоре освободили, других приговорили к смертной казни (кое-кого и расстреляли, но только из числа своих личных соперников). Никто из них не пострадал как ВИНОВНИК массового убийства армянского народа. До сегодняшнего дня это преступление не признается в современной турецкой республике, а тех, кто пытается поднять данный вопрос, преследуют в уголовном порядке. Есть и другое мнение; что шла война, а армяне поддерживали Россию, главного врага османов и соответственно к ним были применены определенные меры воздействия. При переселении на новое место жительства, подальше от линии фронта, армяне не подчинялись, восставали, уничтожали турок, и это вызывало обратную реакцию. Преступник и жертва поставлены на одну доску.

Думается, что разного рода инсинуаций было бы меньше, если бы мировое общественное мнение решительно осудило этот масштабный акт вандализма и человеконенавистничества, а государственные мужи поднялись вверх над дипломатическими интригами, заставив Турцию признать факт преступления. Решая сиюминутные задачи, и не осуждая злодеяния турецких вандалов, они породили большее зло для всех европейских народов в лице немецких фашистов. Гитлер, начиная вторую мировую войну, призывал своих солдат, не останавливаться перед жестокостью в отношении мирного населения оккупированных территорий, приводя пример уничтожения армян турками, «благополучно» забытое мировым сообществом.

Армянский народ никогда не прерывал свою борьбу за признание Геноцида. Она выражалась в различных формах и методах. В 1920-е годы молодые армянские патриоты разработали операцию «Немезис» по уничтожению основных виновников Геноцида - Талаата, Энвера, Джемала, Назыма … .

Далее борьбу продолжила армянская диаспора-Спюрк. В Советской Армении народ вел поэтапно борьбу за выживание после ужасов Геноцида, построение «светлого» коммунистического будущего, а в дальнейшем, совместно со всеми народами Советского Союза, защищал свою страну от фашистской агрессии. Именно в годы Отечественной войны еще раз был проявлен неистребимый дух нашего народа, как воителя и созидателя. Из неполных двух миллионов армян СССР, более 500 тысяч воевало на фронтах, не вернулось домой более 300 тысяч воинов-армян. Но жертвы оказались не напрасными, 75 лет назад Знамя Победы было водружено над поверженным Берлином и у стен рейхстага спасшиеся от геноцида армяне станцевали победный танец «Кочари». В 40-50-е годы шло восстановление экономики страны.

В 60-е годы начинается новый этап борьбы за признание Геноцида армян турецкой республикой и мировым сообществом, благо появились первые основополагающие документы, осуждающие его как преступление против человечества и человечности - это и Нюренбергский трибунал, и Резолюция ООН от 9 декабря 1948 года. На Западе не прекращаются выступления армян, переживших Геноцид. В Советской Армении эта борьба носила протестный характер. Все начиналось со студенческих демонстраций за признание Геноцида поддержаные представителями различных слоев общества.  «Лед» молчания начал «таять». Результат - в Ереване на холме Цицернакаберд - построен мемориал в память о миллионах безвинно погибших армян, а средства массовой информации получили возможность говорить об этом открыто. Именно в этот период появляются воспоминания переживших Геноцид, выходит ряд фундаментальных работ и не только армянских авторов. Данная тема выходит за рамки армянства и армянского, начинается процесс признания факта Арменоцида на уровне правительств и законодательных собраний ряда стран.

После провозглашения независимости в 1991г.  работу над признанием Геноцида продолжают государственные и общественные институты Республики Армения, армянские общественные организации в различных странах мира с вытекающими отсюда последствиями.

Сегодня мы, как и вчера продолжаем борьбу за признание Геноцида армян в Османской империи.  В данном вопросе не признание является самоцелью, а осуждение его,  неизбежность наказания и  предотвращения в дальнейшем его повторения для любой этнической, религиозной или политической группы людей.

 

Амбарян А.В.

 

06