Педагогам всего мира довольно часто приходится сталкиваться с эгоизмом и стремлением к господству в ученических коллективах. Собственно, эти проявления свойственны обществу в целом, особенно - в период масштабных перемен, когда в сознание больших масс людей пытаются внедрить идеи национального превосходства. Случается, что в качестве национальной идеи появляется некий категоричный лозунг, например лозунг 1933 года «Германия для немцев». Этот лозунг предварялся категоричным, трагедийным описанием масштабного страдания, угнетения немецкого народа и указанием на виновников. К этому добавляется идея социального равенства и путь сплочения, ведущий к благоденствию нации.
По такой примерно схеме формируется универсальный рецепт становления национал-социализма в отдельно взятой стране.
Тогда, в 1933 году, эти призывы прозвучали очень притягательно, и к власти, вполне демократическим путем пришли национал-социалисты, сумевшие сплотить всю нацию, отмобилизовать ее на реванш, на захват всей Европы, на масштабное истребление евреев, славян, на истребление любого инакомыслия.
Над этим феноменом ломали голову многие политики, общественные деятели, педагоги во всех уголках земного шара. Задумывался над этим и учитель из США Рон Джонс, преподававший историю в цветущей, благополучной Калифорнии. В далеком 1967 году он стал внимательно наблюдать за своими учениками при изучении истории второй мировой войны. Рона все время угнетал тот факт, что он не мог привлечь внимание своих учеников к изучению исторических фактов и реалий развития национал-социализма (тем более, что на изучение этого огромного по значимости периода школьной программой отводилась всего неделя). Наиболее продвинутые ученики задали учителю знаковый вопрос: «Почему подавляющее большинство немцев поддержало Гитлера? Ведь не может практически весь народ быть неправым?» Изучив внимательно реакцию учеников Р. Джонс почувствовал, что смысл, основной подтекст этого вопроса поддержан почти всеми учениками. И тогда он решился на педагогический эксперимент.
Рон воспроизвел психологические приемы пропаганды национал-социалистической партии, воплотив все в простые, понятные и притягательные формулы поведения. Он начал с бесед на тему «Что заставляет добиваться цели и приводит к успеху спортсменов, бизнесменов, балерин и боксеров? Ответ был ясный и четкий - дисциплина!.
На вопрос «Хотите чего-нибудь добиться в жизни?» - был ожидаемый ответ: «Кончено хотим!»
- Тогда давайте учиться самодисциплине. У меня есть несколько рецептов!
Ученики увлеченно включились в этот новый для них процесс. Следующий урок Джонс начал с того, что написал на доске: «Сила в дисциплине!»
На следующем уроке на доске красовалось: «Сила - в единстве». Фантазия и изучение опыта «Гитлерюгенда» подсказали учителю следующий шаг - он разработал специальный приветственный жест - правая ладонь, согнутая лодочкой, прижималась к левому плечу.
Наконец, пришло решение о названии организации - «Третья волна». Учитель утверждал - первая волна слабая, вторая волна - чуть сильнее, наконец, третья - самая сильная Поэтому мы организация «Третья волна».
Каждый день эксперимента рождал новые лозунги. Например, такие «Сила - в гордости!», «Сила - в убежденности!», «Сила - в решительности!», «Сила - в нашей исключительности!».
Вскоре игра охватила всю школу. Все старались как могли. Например, придумывали знамя для «Третьей волны». Школьный повар разработал новую форму печенья и в торжественной обстановке представил ее Джонсу.
Сформировалось и еще одно направление - в условиях соблюдения тайны мистер Джонс отобрал трех учеников, которые должны были досконально отслеживать все высказывания недовольных, критиков, равнодушных и тайком все рассказывать учителю. Вскоре появились десятки добровольцев, которые по собственной инициативе прибегали к учителю и докладывали ему о настроениях, разговорах, о несогласных с «Третьей волной», обо всем, что происходит в школе. Еще несколько человек вызвались охранять учителя и провожать его до дома, хотя никакой необходимости в этом не было.
Однажды Джонс заявил: Третья волна - часть общенационального движения за обновление Америки. На следующий день после этого заявления учителя в организацию пожелал вступить сам директор школы.
Были недовольные, несогласные. Но вокруг них сразу создался такой барьер ненависти и презрения, что настроение участников «Третьей волны» только укрепилось.
Джонс и сам не предполагал, что его педагогический эксперимент обретет такую популярность. Неожиданным было и то, что подавляющее большинство учеников с радостью вошли в новую тайную организацию, разделившую школьный мир на своих и чужих. Члены «Третьей волны» почувствовали себя спасителями отечества, готовыми изгнать и уничтожить всех чужаков и все чуждое.
Об этом говорилось школьному коллективу, собравшемуся на финал всей затее, тщательно подготовленный учителем. В школьном зале, заполненном до отказа в надежде услышать новые постулаты «Третьей волны» Рон Джонс поинтересовался, понимают ли они, зачем он собрал их здесь. Задал вопросы: «Разве для того, чтобы улучшить качество своей жизни нужно разделять людей на своих и чужих, разве нужна тайная организация? Разве нужно ставить вопрос «о возрождении» всей Америки? Чем для этого надо пожертвовать? Наконец задал главный вопрос: «Понимаете ли вы все теперь, что произошло с немцами в начале 30-х годов прошлого века и какой ценой с этим удалось справиться?
Рон Джонс был уволен из школы после того, как мировая общественность узнала о потрясающих результатах эксперимента. Об эксперименте было снято ряд документальных и два художественных фильма. В фильмах эксперимент видится как общественная проблема, актуальность которой с годами не теряется. Более того, национализм, его стремление к господству проявляются все чаще. Чего только стоят факельные шествия украинских националистов, их массовые акции насилия, устрашения, массового истребления инакомыслящих. Вписывается в классическую схему и описание страданий украинского народа во время голодомора
Спасибо Рону Джонсу за наглядный урок, показавший всю горькую правду о могучих приемах воздействия на сознание, на то, как легко можно обмануть большие массы молодежи и с легкостью заменить в умах гуманизм и милосердие на жестокий эгоизм и безудержное стремление к власти.
А.П. Зуев