Герб Саратовской области

Сайт создан с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

Телефон горячей линии по вопросам миграции – 8 (845-2) 52-05-93

Реализация миграционной политики в муниципальных образованиях

eb030ed5326a3cc6fafa879fe409d3e0

Одним из социально заметных изменений в современном мире является миграция – постепенное перемещение с места на место огромных людских потоков. Исследователи выделяют различные способы и виды миграции, которые зависят от природных, демографических, политических, социально-экономических факторов, различаются по времени и охвату территории распространения.  Она может быть, как местной, охватывающей регион, так и межгосударственной.

Человечество постоянно находится в движении, перемещаясь по территориям. Сегодня около четверти населения планеты «сидит на чемоданах» то есть находится в движении. Одни потоки могут быть постоянными, к ним относится маятниковая миграция, когда переезд связан с временным перемещением, например, из города в город, или из села в город и обратно в течении рабочего дня. В то же время перемещение может быть связанно с временным или постоянным переездом на новое место жительства. Следует отметить, что миграция может принять различные формы, но нас в данный момент интересует факт самого передвижения, а не его причины, а также способ обоснования людей на данной территории. Именно это, то есть факт обоснования на данной территории, является предметом нашего исследования. От того как это происходит и как оно влияет на «самочувствие» местного населения зависит благополучие данной территории и социальный климат.

Наша страна в вопросе миграционной притягательности занимает второе место, после США и по экспертным оценкам она составляет 12-14 миллионов человек.  Проблема миграции в стране очень актуальна, ведь после развала СССР в Россию хлынул огромный, неуправляемый поток беженцев и переселенцев, который обострил без того натянутые социально-экономические и политические отношения. Этот поток можно разделить на несколько неравных частей:

1) коренные россияне которые возвращаются на историческую родину;

2) русскоязычные из национальных республик, которые едут к своим родственникам и друзьям;

3) беженцы покидающие регионы, охваченные различными конфликтами;
4) мигранты, вынужденные покинуть прежнее место жительства в связи с ухудшением социально-экономической ситуации в стране исхода, но их ничто не связывает со страной пребывания и это важно отметить.   

Последнюю группу можно разделить на две подгруппы, а) переселенцы, ищущие работу, то есть трудовые мигранты, которые со временем вернуться обратно, б) переселенцы готовые остаться при благоприятных условиях на постоянное жительство в России.

Если по трем группам не возникают серьезных проблем, так как их цели понятны, они пытаются адаптироваться к новым условиям, то последняя ставит ряд вопросов. Первое и наиболее сложное - это люди, приехавшие на короткий срок (при этом он никак не определен), не помышляющие адаптироваться к местным условиям и соответственно влиться в местное сообщество. Второе, «готовые остаться» не совсем четко обозначают для себя эти «благоприятные условия» и не торопятся со своей адаптацией. Как показывает опыт, они не очень-то к этому стремятся. В данной ситуации они являются «потребителями», но никак не «созидателями» так как желают эти условия получить, но не создать. При негативном развитии ситуации они готовы к смене места жительства.  Получив такие проблемы местная власть не может их разрешить без широкого привлечения общественности в лице бизнес-сообщества, общественных и национально-культурных организаций, работающих на местах.

К сожалению, не всегда вопросы решаются позитивно и бесконфликтно. Государство, при слабом участии гражданского общества пытается управлять миграционными процессами, разрабатывая и внедряя законодательные акты по регулированию потоков переселенцев и их трудоустройством.      Однако оно не всегда в достаточной мере владеет ситуацией. Это наглядно проявилось в кризисные годы. Перед кризисом в России работало огромное количество трудовых мигрантов, но не все они узаконили свое нахождение на территории страны. С изменением экономической ситуации, большая их часть оказалась невостребованной, что поставило перед обществом ряд трудноразрешимых проблем и первая, что с ними делать?

Думается, для их решения необходимо:

а) разработать, при участии институтов гражданского общества положения, регламентирующие пребывание мигрантов на территории страны;

б) попытаться вывести из «тени» все миграционные потоки, легализовать прибывших ранее.

Саратовская область является приграничной, на ее территории проживают представители 165 этносов, представляющие различные языковые семьи – славянские, тюрские, кавказские и др. Наша область как в этническом, так и социально-экономическом плане экстраполируют на себя все те проблемы, которые имеют место быть в России и соответственно многое разработанное для решения вопросов в Саратовской области, можно применить и для решения идентичных проблем в целом по стране.

Учитывая нехватку в России трудоспособного населения, необходимость в трудовых мигрантах будет ощущаться еще многие годы, и соответственно для позитивного решения возникающих проблем необходимо: 

а) жестко регламентировать их пребывание начиная от пересечения границы и перемещения по стране, что поможет стабилизировать общественно-политическую ситуацию;

б) на местном уровне, при муниципалитетах создать общественные группы с участием как представителей местной власти, так и НКО, которые лучше ориентируются в национальных особенностях и более доступны;

в) для повышения статуса этих групп, руководителем назначать заместителя главы районной администрации;

г) местная администрация должна взять в свои руки распределение мигрантов по территории с целью недопущения создания этнических анклавов – обособленных зон компактного расселения мигрантов по этническому признаку;

д) местной администрации (в рамках их компетенций) разработать предложения по легализации трудовых мигрантов (ведь они стимулируют рост «теневой» экономики);

е) учитывая то что мигранты не только требуют к себе внимания, но в дальнейшем могут быть налогоплательщиками, местной администрации более детально нужно знакомиться с условиями их труда и проживания.

Актуальность данной работы возрастает в виду нескольких факторов. В 1991 г. распался Советский Союз, основанный на интернационализме. Увы этот прекрасный лозунг был забыт в одночасье и не стал скрепом для удержания народов в едином государстве. Потерпела неудачу и политика мультикультурализма, то есть неконфликтного существования множества разнородных культурных групп в одном жизненном пространстве, которая внедрялась в массовое сознание в западном обществе. Рассматривая этническую палитру Саратовской области, мы можем наблюдать те явные изменения, которые на протяжении нескольких последний десятилетий имели место быть. Несмотря на то, что за это время через область прошло несколько сот тысяч переселенцев, большая часть которых являлась этническими русскими мы наблюдаем подвижки не в пользу русского элемента. Так в некоторых районах русское большинство уступает свои количественные позиции. Возникает вопрос, насколько пришлый элемент может заменить толерантность местного населения и насколько может его изменить. Любые резкие изменения могут привести к негативным последствиям. Общество должно готовиться к такому повороту и для этого подготовлено как теоретически, так и практически получая навыки в открытых семинарах применяя их в повседневной деятельности и это в первую очередь относится к органам муниципальной власти.

В соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 2 августа 2013 года № 375-П была утверждена Концепция миграционной политики на период до 2025 года. Принят ряд нормативных правовых актов, направленных на оказание мигрантам услуг в сфере здравоохранения, образования, их социальную адаптацию и интеграцию в принимающее сообщество и другие.

Был утвержден межведомственный план мероприятий по реализации её первого этапа (2014-2015 годы)(распоряжение Правительства области от 18 июня 2014 года № 92-Пр),  механизмы реализации которого позволили  компенсировать 64% убыли населения области  при запланированном показателе – 25%.

В настоящее время органы исполнительной власти области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти области, общественные организации органы местного самоуправления участвуют в реализации межведомственного Плана второго этапа (2016-2020 годы) Концепции миграционной политики  (распоряжение Правительства Саратовской области от 28 апреля 2016 года № 61-Пр).

В целом квота на привлечение иностранных работников по области в разрезе лет составила: 2016 год – 189 чел., 2017  год – 281 чел. (из них 141 чел. или 50%  квоты – на строительство Аэропорта), 2018 год – 196 чел. (из них 151 чел. или 77% квоты – на строительство Аэропорта), 2019 год – 37 чел.

Что касается выдачи патентов для иностранных граждан из безвизовых стран, то установлена ежемесячная выплата на доходы физических лиц.

В 2019 году ежемесячная плата за патент составляла 3652 руб. Подписанное Губернатором области постановление (от 31.12.2014 года № 408) «О внесении в патент для иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы на временное осуществление на территории Саратовской области трудовой деятельности  сведений о профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности)», позволяет проводить мониторинг трудовых мигрантов, защитить рынок труда области при  возникновении критической ситуации, соблюсти приоритетное право россиян на замещение вакансий.

За 8 месяцев 2019 года работодателями области привлечено 6,5 тыс. трудовых мигрантов.

Большое значение для нашей области  имеет  Государственная  программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

За девять лет реализации Государственной программы, в Саратовскую область переехали жить и работать 24,1 тысячи соотечественников, в том числе в 2019 году – 2420 человек (968 участников и 1452 члена семьи) (целевой показатель 2500 человек в год).

Это 1 место из 13 регионов участников в ПФО в Государственной программе и 10 место по Российской Федерации из 75 регионов – участников.

Основное прибытие граждан осуществляется из Республики Казахстан – 45%, Узбекистана и Украины – по 21%.

За счет прибывших соотечественников в 2018 году компенсировано 26% естественной убыли населения области, за I полугодие 2019 года уже компенсировано 24% естественной убыли.

В регионе достаточное количество ВУЗов,   находящихся в областном центре, широко привлекающих для обучения иностранных студентов (в настоящее время обучается более 2,5 тыс. иностранных студентов). В период 2014 – 2019 годов в программу области принято 1239 соотечественников из числа иностранных студентов     (за 8 месяцев 2019 года – 91 человек).

Ежегодно проводимый социологический опрос среди прибывших соотечественников показал, что средний возраст соотечественника – 32 года;

По гендерному составу – 52% мужчины и 48% женщины.

62% опрошенных находятся в браке, 83% – имеют детей.

У соотечественников, прибывших в область и ставших россиянами, уже родилось более 700 детей – граждан России.

Таким образом,  регион заинтересован   в реализации Государственной программы переселения соотечественников и будет предпринимать максимум усилий для того, чтобы Саратовская область оставалась привлекательной для всех переселенцев, которые выберут наш регион в качестве своей малой Родины.