В последние несколько лет термин «общественная дипломатия» достаточно прочно вошел в обиход политиков и экспертов. Связанные с ней вопросы активно обсуждаются на авторитетных межгосударственных, неправительственных и научных площадках и форумах. Однако на уровне регионов (по крайней мере, в нашей стране) это понятие до сих пор остается во многом экзотичным. Как результат, не до конца раскрытым и реализованным остается и потенциал общественной дипломатии в плане гармонизации межэтнического и межконфессионального диалога, что особенно важно для многонациональных и/или приграничных регионов, к числу которых относится и Саратовская область.
Так что же такое общественная дипломатия и почему она важна? Начнем с того, что до сих пор нет единого, разделяемого большинством специалистов понимания содержания этого термина. Наряду с собственно «общественной», применительно к дипломатии используются также и другие определения – «народная», «публичная», «культурная», «гражданская», «многосторонняя», «многонаправленная», «цифровая» и т.д. Одной из причин такого терминологического разнообразия принято считать возможность различных переводов словосочетания «public diplomacy», которое на определенном этапе стало использоваться в США в качестве альтернативы понятию «пропаганда». Однако, на наш взгляд, причина здесь не только в неоднозначности перевода, но и в содержательном наполнении связанных с этим феноменов.
Приведем лишь некоторые из огромного количества имеющихся на сегодняшний день трактовок.
Ученые флагмана отечественной внешнеполитической мысли – МГИМО – предпочитают термин «публичная дипломатия». В их понимании, это понятие предполагает воздействие одного государства на общество другого, осуществляемое как официальными, так и неофициальными лицами.
Эксперт из Туркменистана Д. Гурбангельдыев предлагает использовать термин «культурная дипломатия», понимания под этим вспомогательное средство официальной государственной дипломатии, реализуемое в формате разнообразных выставок, фестивалей, форумов, ориентированных на создание благоприятного образа страны и популяризацию языков и культуры ее народов.
Весьма часто используется также понятие «народная дипломатия». Обычно она подразумевает прямые контакты населения приграничных районов в целях разрешения территориальных споров между странами. Однако в условиях повсеместного распространения интернет-технологий считаем возможным отнести к народной дипломатии все межличностные контакты между представителями разных государств – не обязательно связанные только с разрешением территориальных конфликтов.
Во многом синонимична народной «гражданская дипломатия». Помимо методов официальной дипломатии (выступления на конгрессах и конференциях, участие в работе международных организаций), она предполагает использование дополнительных средств – таких, например, как акции протеста или поддержки, митинги, сборы подписей, обсуждение в массмедиа и т.д.
Обобщая эти и многие другие встречающиеся в современном научном дискурсе трактовки, можно сказать, что ключевое различие между ними проходит по двум ключевым основаниям: кто является субъектом дипломатии и как (при помощи каких средств и методов) она осуществляется. В этом смысле наиболее функциональным представляется использование именно «общественной дипломатии», так как «общество» является универсальной категорией, включающей в себя отношения как различных институтов гражданского общества, так и отдельных граждан и их объединений. В таком случае «культурная», «гражданская», «спортивная» и прочие разновидности дипломатии можно рассматривать в качестве отдельных сфер проявления общественной дипломатии.
Очевидно, что наиболее распространенным видом общественной дипломатии является взаимодействие рядовых граждан со своими родственниками, коллегами и знакомыми в других странах, будь то ближнее или дальнее зарубежье. В условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий конкретные формы, характер и периодичность подобного общения могут быть самыми разными. Как, впрочем, и его результативность (не всегда это может иметь исключительно позитивный эффект).
Стоит отметить, что субъектами формирования и транслирования образа России за границей могут быть не только граждане нашей страны, но и иностранцы, прибывающие к нам на учебу или работу. Их мнение о нас, об образе и уровне жизни россиян, о нашем отношении к мигрантам непосредственным образом влияет на складывание имиджа России в странах, откуда они к нам приезжают.
Применительно к Саратовской области все это приобретает особую важность. Сочетание ресурсов и возможностей официальной и общественной дипломатии поможет развить и укрепить не только приграничное сотрудничество с Казахстаном, но и наладить межкультурный диалог, установить добрососедские отношения с другими республиками постсоветского пространства.
Александр Казаков , кандидат политических наук, член команды проекта