Герб Саратовской области

Сайт создан с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

Телефон горячей линии по вопросам миграции – 8 (845-2) 52-05-93

Аналитика

В предлагаемой статье члена команды проекта Амбарцума Владимировича Амбаряна в сжатом виде изложен анализ миграционных процессов в нашем регионе. Придерживаясь научной терминологии автор все же выходит за рамки  чисто научного анализа и в публицистической форме раскрывает сложные, порою противоречивые аспекты объективно происходящих процессов. Статья  глубинно раскрывает сущность миграционных процессов, самым решительным образом влияющих на демографию и социальную сферу нашего региона.

 

Амбарян А.В. к.и.н., доцент кафедры истории государства, права и международных отношений ПИУ им. П.А. Столыпина

Миграционные процессы и их влияния на демографическую ситуацию в России (на примере Саратовской области)

1 

Одним из социально заметных изменений в современном мире является миграция – постепенное перемещение с места на место огромных людских потоков. Исследователи выделяют различные способы и виды миграции, которые зависят от природных, демографических, политических, социально-экономических факторов, различаются по времени и охвату территории распространения.  Она может быть, как местной, региональной, так и межгосударственной, то есть это естественный процесс, когда человечество постоянно находится в движении, перемещаясь по территориям.

Сегодня около четверти населения планеты «сидит на чемоданах». Одни потоки могут быть постоянными, к ним относится маятниковая миграция, когда переезд связан с временным перемещением, например, из города в город, или из села в город и обратно в течении рабочего дня. В то же время перемещение может быть связанно с временным или постоянным переездом на новое место жительства.     

Следует отметить, что миграция может принимать различные формы, но нас в данный момент интересует факт самого передвижения, а не его причины, а также способ обоснования людей на данной территории. Именно это является предметом нашего исследования. От того как все происходит и как оно влияет на «самочувствие» местного населения зависит благополучие мигрантов и социальный климат на данной территории.

Российская Федерация в вопросе миграционной притягательности занимает второе место в мире, после США и по экспертным оценкам она составляет 12-14 миллионов человек.

Но так было не всегда. Толчком здесь послужили 1980–е годы, когда в СССР произошли коренные изменения, приведшие страну к хаосу. Политика перестройки, объявленная руководством СССР, привела к безудержной критике, и не всегда оправданной, советской действительности. К сожалению, возможности объективной критики были подменены зачастую глумлением над всем, что было сделано в нашей стране. Начавшись с развенчания экономической политики этот процесс, перекинулся на политическую жизнь и политические устои государства, что в свою очередь вызвало дестабилизацию всей системы и в первую очередь межэтнических отношений, оказавшихся в глубоком кризисе.

Уже к концу 80-х годов межэтнические отношения в СССР вышли из-под контроля государственных и партийных органов и «жили самостоятельной жизнью» став одним из важных факторов общественных отношений, определявших состояние общества.

На волне небывалой, для советской системы, общественной активности прежние идеологические схемы расцвета и сближения наций претерпели существенные изменения. Массы населения были охвачены «национальным прозрением», по всей стране шел процесс пробуждения этнических чувств, росло национальное самосознание.

Стремительность нараставших событий делала крайне сложными спокойную оценку происходивших явлений и объективное прогнозирование ситуации. Страна шла к неминуемой катастрофе. Социалистическая идеология, поддерживавшая схемы развития интернационализма и сближения наций, уступила свои позиции идеям национально - религиозного возрождения и обособления, что в конечном итоге стало идеологическим обоснованием распада Советского государства. 

Кризис в идеологической сфере способствовал обострению межэтнических противоречий, спровоцировав сепаратистские тенденции; формированию потенциальных зон межэтнического напряжения, переходящих в вооруженные столкновения.

В результате конфликтов в стране (пока единой) появляются категории людей, вынужденных покидать свои дома – беженцев и внутренних переселенцев. С развалом СССР эти процессы еще более обостряются. Сложная ситуация в бывших союзных республиках, а ныне в независимых странах, вызванная различными причинами (межэтнические конфликты, развал экономики) «подталкивала» огромные массы населения к перемене места жительства. Для полиэтнической и поликонфессиональной России указанные явления были не новы и существовали в том или ином виде постоянно, но масштабность их вызывала определенные опасения.

 Данные процессы проходили на фоне резкого падения экономики, низкой рождаемости и высокой смертности в самой России, поставив перед политической элитой страны первоочередные задачи: демографическую стабилизацию общества; поиска и нахождения путей гармонизации межэтнических отношений; разработки выверенной миграционной политики то есть  – системы мер, направленных на регулирование процессов миграции населения в соответствии с интересами государства, что предполагает усиление селективной составляющей в миграционной политике, распространение дифференцированных механизмов к привлечению и использованию иностранной рабочей силы, развитие разнообразных форм временной трудовой, образовательной и академической миграции

Неконтролируемый поток мигрантов, хлынул в Россию, создав дополнительные трудности в экономической и социальной сферах и в перспективе мог повлиять на изменение ментальности российского общества.  Данный поток можно разделить на несколько неравных частей:

- коренные россияне, возвращающиеся на историческую родину;

- русскоязычные из национальных республик, которые едут к своим родственникам и друзьям;

- беженцы покидающие регионы, охваченные различными конфликтами;
- мигранты, вынужденные покинуть прежнее место жительства в связи с ухудшением социально-экономической ситуации в стране исхода, но их ничто не связывает со страной пребывания и это важно отметить.   

2

Последнюю группу можно разделить на две подгруппы:

а) переселенцы, ищущие работу, то есть трудовые мигранты, которые со временем вернуться обратно;

б) переселенцы готовые остаться при благоприятных условиях на постоянное жительство в России.

Если по трем группам не возникают серьезных вопросов, так как их цели понятны, они пытаются адаптироваться к новым условиям, строить свою жизнь на новом месте, то последняя ставит проблемы. Первая и наиболее сложная связана с мигрантами, приехавшие на короткий срок (при этом он никак не определен), не помышляющими адаптироваться к местным условиям и соответственно влиться в местное сообщество. Вторая, «готовые остаться» не совсем четко обозначают для себя эти «благоприятные условия» и не торопятся со своей адаптацией. Как показывает опыт, они не очень-то к этому стремятся. В данной ситуации они являются «потребителями», но никак не «созидателями» так как желают эти условия получить, но не создать. При негативном развитии ситуации они готовы к смене места жительства. 

Получив такие проблемы местная власть не может их разрешить без широкого привлечения общественности в лице бизнес-сообщества, общественных и национально-культурных организаций, работающих на местах. Хотя, к сожалению, не всегда вопросы решаются позитивно и бесконфликтно.

Государство, при слабом участии гражданского общества пытается управлять миграционными процессами, разрабатывая и внедряя законодательные акты по регулированию потоков переселенцев и их обустройства. В силу сложившихся условий будущее миграционной обстановки на пространстве СНГ во многом зависит от политики России.

В нормативной базе России в области миграции и натурализации в последние годы произошли важные изменения.  К ним можно отнести два важных документа принятых Правительством России и действующими на территории страны: «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (с изменениями 6 декабря 2018 года.) [1.] и «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.)» [2.]. Одним из ключевых направлений новой миграционной политики, давно востребованным как в России, так и в странах происхождения мигрантов, является разработка и внедрение в жизнь программ адаптации и интеграции мигрантов, включая их обучение русскому языку, правовое просвещение, информирование о культурных традициях и нормах поведения в принимающем их обществе.

В ряду принятых законодательных актов в этой области в период суверенной России они являются наиболее завершёнными в своих определениях и служат основанием для решения возникающих проблем. Однако, государство, не всегда в достаточной мере владеет ситуацией, что наглядно проявилось в кризисные годы. В конце «нулевых» годов в России работало огромное количество трудовых мигрантов, но не все они узаконили свое нахождение на территории страны. С изменением экономической ситуации, большая их часть оказалась невостребованной, что поставило перед обществом ряд трудноразрешимых проблем и первая, что с ними делать?  

Для того, чтобы избежать форс-мажорных ситуаций и сохранить социальную стабильность необходимо опираясь на Стратегию и Концепцию:

а) разработать, при участии институтов гражданского общества положения, регламентирующие пребывание мигрантов на территории страны;

б) попытаться вывести из «тени» все миграционные потоки, легализовать прибывших ранее;

в) наладить тесные взаимоотношения со странами исхода;

г) постараться определить проблемные вопросы мигрантов. еще в стране исхода.

Позитивность перспектив определяется тем, что абсолютное большинство мигрантов представляют жители постсоветских республик, с которыми у России тесные и в основном дружеские отношения, в частности, в рамках СНГ.

Саратовская область, как типичный субъект РФ, является приграничной, на ее территории проживают представители этносов, представляющие различные языковые семьи – славянские, тюрские, кавказские, финно-угорские и др. Данная этническая палитра складывалась на протяжении нескольких веков и  как в этническом, так и в социально-экономическом плане она экстраполируют на себя все те проблемы, которые имеют место быть в России и соответственно многое разработанное для решения вопросов в области, можно применить и для решения идентичных проблем в целом по стране.

В 90-е годы по территории области прошли мощные миграционные потоки, включающие в себя полиэтнический элемент. Часть переселенцев остались здесь на временное или постоянное жительство, создавая «неудобства» властям и местному населению, приводившее к определенному обострению межэтнических отношений. Опасность заключалась в том, что   пример нетерпимого отношения к какой-либо этнической группе мог дестабилизировать ситуацию, перекинуться на другие этносы, вызвав цепную реакцию неуправляемых конфликтов. Именно этот период специалистами оценивается самым напряженным в межэтнических отношениях на территории Саратовской области.

В целях определении проблемы рассмотрим демографическую составляющую и степень влияния на нее миграционных потоков. По переписи 1989г. в Саратовской области проживали 2684,5 тыс. чел. представляющих более ста этносов, из которых самыми крупными этническими группами являлись: русские - 85,6 %, украинцы – 3,8%, казахи – 2,7%, татары -1,9%, мордва – 0,9%, чуваши 0,8%, белорусы – 0,7%, немцы - 0,6%, азербайджанцы – 0,4, армяне - 0,3%. [3., с.13]

С суверенизацией бывших союзных республик, в условиях болезненных политических и социально-экономических процессов (борьба за повышение политического статуса территории, межэтнические конфликты, спад производства…) в самой Российской Федерации в Саратовскую область хлынул широкий поток беженцев и вынужденных переселенцев. Их число, по оценочным данным (не все они официально оформили свое пребывание), превысило 250 тыс. человек, более 70% из них этнические русские. [3., с.13]

На первое января 1995 года население области составило 2737.3 тыс. чел., что составило прирост на 52.8 тыс. чел. от последней переписи. Этнический состав распределился следующим образом: русские-88,1%, украинцы 2,9%, казахи-2,7%, татары -1.9%, мордва -0,7%, чуваши0,6%, белорусы -0,6%, немцы-0,5%, армяне-0,4% [3., с.13]. Необходимо отметить, что с середины 80-х годов в области падало естественное воспроизводство. Впервые не естественный рост, а миграция стала основной в пополнении численности населения.

Миграционные потоки изменили этнический состав населения области. Так, азербайджанцев стало больше в 1,5 раза, армян – почти в 4 раза (в Балтайском районе - 13% населения), татар – на 10%, заметно увеличилось число казахов, чеченцев, курдов. Последних, по экспертным данным в области проживает около 15 тыс. чел., для сравнения по переписи 1989 г. их было всего 78 человек. [3., с. 25].

Перепись населения 2002 года показала изменения в демографическом балансе области по сравнению с 1995 г. - минус 83 тыс. чел.   Русские превалировали и составляли в общем населении 85,9%, казахи – 3%, украинцы -2,5%, татары -2,2 %, армяне – 0,9 %, мордва -0,6%, азербайджанцы – 0,6 %, чуваши - 0,6 %, белорусы -0,5 %, немцы -0,5 % [4.]

Более существенные изменения показала перепись 2010 года. Согласно окончательным итогам, в регионе проживало 2 521,9 тыс. чел. то есть меньше, чем в 2002 году на 132,7 тыс. чел. Абсолютное большинство, по данным Саратовстата, в регионе составляют русские в количестве 2 151 215 человек (87,6%) [4.].

Хотя количество русских уменьшилось на 143 тыс. чел. они в процентном соотношении выросли до 87,6 %. Наиболее крупные этносы проживающие на территории области: казахи -3,1 % (76 тыс. чел.), татары -2,2 % (53 тыс.), украинцы – 1,7 % (42 тыс.), армяне – 1,0 % (24 тыс.), азербайджанцы -0,6 % (15 тыс.), чуваши -0,5 % (12 тыс.), мордва – 0,4 % (11 тыс.), белорусы – 0,3 % (8,5 тыс.), немцы - 0,3 % (7,5 тыс.). [4.]. На 1 января 2020 года население области сократилось еще на 100 тыс. чел. составив 2 421,9 тыс. чел. [5.]

Как видно из приведенных данных миграция оказывает значительное влияние на динамику численности населения, особенно это относится к сельским муниципальным округам. Подводя итог статистическим данным хотелось бы отметить, что тенденция демографического спада, начавшаяся еще в 80-е годы XX века, продолжает бурно развиваться, но уже без миграционной подпитки 90-х годов. Миграция играла существенное роль в пополнении демографического баланса Саратовской области на рубеже XX-XXI веков и продолжает оставаться актуальной, но не так заметной.

Возвращаясь к вопросу миграции Саратовскую область на рубеже веков необходимо отметить, что основную часть переселенцев составляли бывшие городские жители с высоким уровнем образования, не имевшие навыков сельскохозяйственного труда. Они селились в городах и создавали определенные трудности для руководства региона, ведь к своим проблемам (спад производства, безработица) прибавлялись вопросы о трудоустройстве, социальной адаптации мигрантов (хотя бы на первое время, ведь нередко у них не было и средств к существованию).

Здесь следует выделить существенную деталь, что даже русские, приезжавшие из других регионов Союза, обладали иной ментальностью чем местное население, а это накладывало определенный отпечаток во взаимоотношениях, особенно в сельской местности.

По ряду причин переселенцы не спешили официально оформить свое пребывание, что впоследствии ставило их в неприятную ситуацию (невозможность устроиться на работу, получения социального пакета – пособий, пенсий, медицинского обслуживания). В самом незащищенном положении оказывались дети мигрантов. Молодое поколение, не получив образования, не приобретя профессии, в перспективе не могло рассчитывать на достойную работу. Неустроенность, неопределенность будущности молодежи вносила в ее среду радикальные тенденции. Не обладая жизненным опытом, воспринимая многие социальные категории в «чистом» виде, она была более подвержена эгоцентризму, радикализму, экстремизму и влиянию разного рода фобий, как со стороны переселенцев, так и местного населения.

Необходимо отметить, что радикализм или, точнее, максимализм- естественное состояние молодежи. Он свойственен молодежной среде, существует постоянно, и бороться против него бесперспективно. Можно обратиться к мировому опыту 1960-х годов (движение хиппи), когда молодые люди, отвергая буржуазные ценности, уходили из семьи, но в последствии большинство из них возвращались в ее лоно и вели размеренный образ жизни. Легче конечно ругать молодежь, навешивать ярлыки, чем определить причины ее радикализма и попытаться по мере возможности минимизировать его негативные проявления, заняв ее общественно полезным делом, помогающим в выработке позитивной мотивации.

В предыдущие годы проблемы воспитания молодежи брали на себя комсомольская и пионерская организации. Скаутское движение, активно внедряемое в 1990-е годы, так и не заполнило этот пробел, а природа пустоты не терпит. Отсюда возникает необходимость обращения к тем институтам гражданского общества, которые могли бы взять на себя функции нивелирования и минимизации негативных проявлений. Для адаптации мигрантов к новым условиям, стабилизации общественной жизни в нашей области была разработана «Программа социального и национально-культурного развития народов Саратовской области на 1998-2001 гг.» [1., с. 5], которая постоянно дополнялась. Ключевым моментом в реализации задач, выдвинутых в Программе, стали национально-культурные автономии и общины, работающие на территории области, а их свыше ста.

Они наиболее близко находятся к насущным проблемам своих диаспор, лучше информированы о заботах и нуждах и имеют возможность быстро реагировать на насущные потребности. Безысходность 1990-х годов, вызванная трудностями переходного периода, граничила с отчаянием, подвергая эрозии выработанную веками совместного проживания в полиэтническом государстве толерантность российского общества.

В средствах массовой информации, в быту, из уст политических деятелей срываются высказывания, не соответствующие привычной ментальности. Негативная реакция на мигрантов из дальнего и ближнего зарубежья распространяется даже на возвращающихся коренных россиян. В стране муссируются ксенофобские настроения, случаются факты национального и конфессионального экстремизма, с которыми необходимо вести борьбу. Сегодня ситуация повторяется в связи с эпидемией коронавируса по всему миру. Многие предприятия приостановили свою деятельность, по решению президента и правительства большинство работающих перешли на дистанционный метод работы. В особо сложном положении оказались трудовые мигранты, ведь не имея работы и своего жилья им приходится намного труднее, что может привести к осложнениям в межэтнических отношениях

Из приведенных статистических данных наглядно проявляется, что в современной России негативная демографическая тенденция, нехватка трудоспособного населения и необходимость в трудовых мигрантах будет ощущаться еще многие годы. Соответственно для позитивного решения возникающих проблем необходимо реализуя миграционную политику:

а) жестко регламентировать их пребывание начиная от пересечения границы и перемещения по стране, что поможет стабилизировать общественно-политическую ситуацию;

б) на местном уровне, при муниципалитетах создать общественные группы с участием как представителей местной власти, так и НКО, которые лучше ориентируются в национальных особенностях и более доступны;

в) для повышения статуса этих групп, руководителем назначать заместителя главы районной администрации;

г) местная администрация должна взять в свои руки распределение мигрантов по территории с целью недопущения создания этнических анклавов – обособленных зон компактного расселения мигрантов по этническому признаку;

д) местной администрации (в рамках их компетенций) разработать предложения по легализации трудовых мигрантов (ведь они стимулируют рост «теневой» экономики);

е) учитывая то что мигранты не только требуют к себе внимания, но в дальнейшем могут быть налогоплательщиками, местной администрации более детально нужно знакомиться с условиями их труда и проживания.

Советский Союз ушел с политической арены и лозунг интернационализма был забыт в одночасье он не стал скрепом для удержания народов в едином государстве. Потерпела неудачу и политика мультикультурализма, то есть неконфликтного существования множества разнородных культурных групп в одном жизненном пространстве, которая внедрялась в массовое сознание в западном обществе. Рассматривая этническую палитру Саратовской области, мы можем наблюдать те явные изменения, которые имеют место быть на протяжении последних нескольких десятилетий. Миграционный прирост частично компенсирует естественную убыль населения области

Несмотря на то, что за это время через область прошло несколько сот тысяч переселенцев, большая часть которых являлась этническими русскими мы наблюдаем подвижки не в пользу русского элемента. Так в некоторых районах русское большинство уступает свои количественные позиции. Возникает вопрос, насколько пришлый элемент может заменить или изменить толерантность местного населения? Любые резкие изменения могут привести к негативным последствиям. Общество должно готовиться к такому повороту и для этого подготовлено как теоретически, так и практически получая навыки в открытых семинарах применяя их в повседневной деятельности и это в первую очередь относится к органам муниципальной власти.

   

Использованные источники

О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (с изменениями на 6 декабря 2018 года). Саратов 2019

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.). Саратов 2020.

Нормативные акты по национальным вопросам. Саратов 1999г.

Население Саратовской области elibrary.sgu.ru

Население Саратовской области

3