Герб Саратовской области

Сайт создан с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

Телефон горячей линии по вопросам миграции – 8 (845-2) 52-05-93

Законодательные акты. Комментарии. Правоприменительная практика

Комментарий к Указу Президента РФ № 703 «О внесении изменений в стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666».

6 декабря 2018 г. Президент Российской Федерации подписал Указ № 703 «О внесении изменений в стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666».

Уже первое уточнение, внесенное в Стратегию государственной национальной политики, утвержденную 19 декабря 2012 г. (далее – Стратегия- 2012), является принципиальным изменением. Если в 2012 г. Указ определял Стратегию как «систему современных приоритетов, целей, принципов, основных направлений, задач и механизмов реализации государственной национальной политики Российской Федерации», то в Указе 2018 г. Стратегия уже рассматривается как «документ стратегического планирования в сфере национальной безопасности, определяющим приоритеты, цели, принципы, задачи, основные направления государственной национальной политики РФ, а также инструменты и механизмы ее реализации». На наш взгляд, «стратегия как система современных приоритетов» и «стратегия как документ стратегического планирования» отличается как констатация достигнутого уровня отношений и связей от системы стратегических целей и интересов, которые государство пытается реализовать в сфере межнациональных отношений и социальных связей. Указ 2012 г. имел скорее характер отчета о достигнутом и свершившемся, в то время как его корректировка 2018 года направлена на радикальное (в течении буквально 6 лет) обновление и модернизацию национальной и социальной политики.

Из второго пункта Общих положений исчезает понятие «демократического федеративного государства». На наш взгляд, еще в 2012 г. эта формулировка была призвана заретушировать «ассиметричный» характер российской федерации, отсутствие данного понятия в документе 2018 г. свидетельствует о стратегических целях государства по налаживанию системы равных прав и обязанностей субъектов федерации. Стремлением отказаться от практики 1990-х гг., не исключавшей заключение субъектами федерации особых договоров с федеральным центром, на наш взгляд, можно объяснить изъятие из Стратегии-2018 указания на преемственность с концепцией  государственной национальной политики Российской Федерации 1996 года, а также выделение особого подпункта 4.1. с обращением к «историко-культурному опыту становления и развития российской государственности», безусловно, исключавшей вышеозначенные приоритеты 1990-х гг.

 Анализ основных понятий, употребляемых в Стратегии-18 её авторами, безусловно является одним из самых сильных мест документа. При очевидной неоднозначности понимания разных дефиниций, их четкая и последовательная расшифровка означает, что очевидно наступивший перелом в научных дискуссиях по принципиальным терминологическим трактовкам и интерпретациям позволяет государству определять свою позицию ясно и недвусмысленно. Из восьми понятий, обозначенных в пункте 4.2. Стратегии-2018, на наш взгляд первостепенное значение имеют: «многонациональный народ Российской Федерации (российская нация) - сообщество свободных равноправных граждан Российской Федерации различной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, обладающих гражданским самосознанием»; «общероссийская гражданская идентичность (гражданское самосознание) - осознание гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества»; «национально-культурные потребности (этнокультурные потребности) - потребности людей (групп людей) в самоидентификации, сохранении и развитии своих культуры и языка». Именно эти три основополагающих понятия демонстрируют философию стратегии 2018 г.: укрепление общероссийской гражданской идентичности при сохранении, развитии и приумножении национальной идентичности.

Соответственно, меняется и пятый пункт о приоритетах государственной национальной политики Российской Федерации. Если в Стратегии-2012 г. первоочередными задачами были признаны «сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности;  обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств; создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе; поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Россией», то на первый план в Стратегии-2018 г. выдвигаются три задачи: «укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранение самобытности многонационального народа Российской Федерации (российской нации)»; «сохранение этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации»; сохранение русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения». И только затем называются еще четыре приоритета национальной политики: «гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве»; «создание дополнительных социально-экономических, политических и культурных условий для улучшения социального благополучия граждан, обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия в Российской Федерации, прежде всего в регионах с высокой миграционной активностью, со сложным этническим и религиозным составом населения, а также на приграничных территориях Российской Федерации»; «соблюдение прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»; «поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Российской Федерацией и добровольному переселению в Российскую Федерацию».

В название второго раздела введено указание на исторический характер Стратегии-2018, оно звучит: «Современное состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации». Число этносов, населяющих Россию изменено: вместо «193 национальностей» указано «свыше 190 национальностей». Корректировке подвергся и 10 пункт: если в Стратегии-2012 он звучал следующим образом: «В Российской Федерации используются 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используются 89 языков, из них 30 - в качестве языка обучения, 59 - в качестве предмета изучения», то в корректировке приведены иные показатели: «В Российской Федерации используется 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используется 105 языков, из них 24 - в качестве языка обучения, 81 - в качестве учебного предмета».

Принципиальное значение, на наш взгляд, имеет эволюция одиннадцатого пункта. Не столь важно, как назвать русский народ: «системообразующим ядром» (Стратегия-2012) либо «системообразующим звеном» (Стратегия-2018) Российского государства, гораздо большую теоретическую и практическую значимость приобретает новое положение о том, что «общероссийская гражданская идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию». Еще большее значение имеет расширение перечня принципов и ценностей, которым привержено «уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов», сформировавшееся «благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию на исторической территории Российского государства». Если в Стратегии-2012 этот «список ценностей» был ограничен, наряду с «уважением самобытных традиций населяющих Россию народов и способностью интегрировать их лучшие достижения в единую российскую культуру» (отнесены в Стратегии-2018 к «основополагающим общечеловеческим принципам»), указанием на «особое стремлением к правде и справедливости», то в корректировке авторы решились на «идеологическую революцию», включив в этот перечень «патриотизм, служение Отечеству, семья, созидательный труд, гуманизм, социальная справедливость, взаимопомощь и коллективизм».

По сути, Президент РФ опровергает сегодняшний курс на воспитание «грамотного потребителя» и возрождает стратегию социального государства. В вводимом в документ понятии «созидательный труд» явно звучит разочарование в экономике «финансовых спекулянтов», зато в забытых официальной пропагандой и «изгнанных» из повседневной практики «взаимопомощи и коллективизма» мы склонны усматривать явную симпатию к социалистическим системообразующим ценностям, а в дефиниции «семья» отчетливо сквозит недовольство безнравственностью, аморальностью бездуховностью, поразившей российское общество. С сожалением приходится констатировать, что обозначенный в Стратегии-2018 идеологический поворот к исконным российским ценностям, обеспечивавшим гигантский экономический и социальный скачок XX века, увы, за прошедший год не удалось закрепить на практике. Более того, в год 75-летия Великой Победы, в оценке социалистического прошлого отчетливо просматривается тенденция на выпячивание роли ГУЛАГа, репрессивного характера государства, что, безусловно, категорически не будет способствовать поиску ответа на вопрос: «Почему советский народ сумел одержать Великую Победу над человеконенавистнической идеологией и практикой?».

         Серьезным теоретическим приобретением может считаться пункт 13.2., в котором охарактеризовано значение воссоединения Крыма. В Стратегии 2018 г. указывается, что патриотический подъем, вызванный этим событием, «способствовал реализации мер государственной национальной политики Российской Федерации, активизации участия институтов гражданского общества в гармонизации межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, снижению рисков и угроз возникновения в стране межнациональных конфликтов».

Обращает на себя внимание как сохранение среди перечня «нерешенных проблем» в сфере межэтнических проблем таких факторов, как «социальное и имущественное неравенство населения, сложности в обеспечении равных возможностей для социального продвижения и доступа к важнейшим общественным благам, региональная экономическая дифференциация;  частичная утрата этнокультурного наследия, размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе вследствие глобализации», так и устранение из данного перечня таких факторов, как «недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества», «унифицирующее влияние глобализации на локальные культуры, нерешенность проблем беженцев и вынужденных переселенцев, незаконная миграция, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма, международная организованная преступность». Вряд ли будет правильным считать, что данные процессы потеряли актуальность или полностью оказались «решенными». Среди новых вызовов, в 2012 г. проигнорированных авторами Стратегии, называются «отток русского и русскоязычного населения из регионов Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и «непреодоленные последствия межэтнических или этнотерриториальных конфликтов и противоречий в отдельных субъектах Российской Федерации».

В третьем разделе, в основном сохранившим свое название «Цели, принципы, задачи и основные направления государственной национальной политики Российской Федерации», уточнены и конкретизированы задачи государственной национальной политики, среди которых обращают на себя внимание задача по формированию «у детей и молодежи на всех этапах образовательного процесса общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей», а также задачи по сохранению и поддержке «русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов Российской Федерации», по формированию «системы социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество» и совершенствованию «государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации».

Особо в Стратегии-2018 выделены «основные направления государственной национальной политики Российской Федерации», наиболее важными из которых, следует считать направления «в сфере укрепления общероссийской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации». Среди таковых выделены: «формирование гражданского самосознания, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; «совершенствование образовательных программ на различных уровнях образования, а также учебно-методических комплексов по изучению исторического опыта взаимодействия народов Российской Федерации и значимых событий, повлиявших на формирование общероссийского единства и солидарности»; «совершенствование системы обучения в образовательных организациях в целях сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации наряду с воспитанием уважения к российской истории и культуре, мировым культурным ценностям»; «включение в образовательные программы общеобразовательных организаций образовательных курсов по изучению культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации»; «поддержка общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание детей и молодежи»; «подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров с учетом этнокультурных и региональных особенностей».

В сфере обеспечения социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации выделены такие как: «учет этнокультурного фактора при обеспечении сбалансированного, комплексного и системного развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и «формирование гибкой системы расселения населения, учитывающей многообразие региональных и национальных укладов жизни».

В сфере обеспечения условий для сохранения и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, а также языков народов Российской Федерации кроме направления по созданию «оптимальных условий для использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения и одного из официальных языков международных организаций, а также для сохранения и развития языков народов Российской Федерации» особое значение придано направлению по обеспечению «прав граждан на изучение родного языка и других языков народов Российской Федерации». В силу этого пункта в РФ реализовано данное право и для русского этноса: в школах введен курс «русский язык как родной».

В сфере совершенствования государственного управления в центре внимания оказалось, во-первых, «установление полномочий и ответственности руководителей и должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления в сфере профилактики экстремизма и раннего предупреждения межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных конфликтов и напряженности»; во-вторых «создание организационно-правовых и экономических условий для более активного участия институтов гражданского общества, в том числе межнациональных общественных объединений, национально-культурных автономий, иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на гармонизацию межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, в решении задач государственной национальной политики Российской Федерации»; в-третьих, «совершенствование государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций»; в-четвертых, «совершенствование научного и экспертного обеспечения реализации государственной национальной политики Российской Федерации», в пятых, «обеспечение профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих по типовым дополнительным профессиональным программам, разработанным в целях реализации государственной национальной политики Российской Федерации».

В сфере развития международного сотрудничества в Стратегии-2018 выдвинуто требование содействовать «формированию положительного образа Российской Федерации за рубежом, отношения к ней, как к демократическому государству, гарантирующему удовлетворение национально-культурных потребностей (этнокультурных потребностей) граждан», а также обеспечить изучение, популяризацию и распространение «за рубежом русского языка и российской культуры». Для Саратовской области большое значение имеет направление, призывающее использовать механизмы «приграничного сотрудничества в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития приграничных территорий Российской Федерации и этнокультурного развития народов, проживающих на этих территориях, создания условий для свободного международного культурного и гуманитарного сотрудничества». Выделяется в данной сфере направление по реализации «мер, направленных на противодействие любым проявлениям неонацизма, современных форм расизма, национализма, ксенофобии, русофобии, а также попыткам фальсификации истории в целях нагнетания конфронтации и реваншизма в мировой политике, попыткам пересмотра итогов Второй мировой войны, умаления подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов». Отмечено и важное значение использования «ресурса общественной дипломатии посредством вовлечения институтов гражданского общества в решение задач международного культурного и гуманитарного сотрудничества как средства налаживания межцивилизационного диалога, обеспечения взаимопонимания между народами». 

 Наименование IV раздела дополнено словом «инструменты» и изложено в следующей редакции: «Инструменты и механизмы реализации государственной национальной политики Российской Федерации». Среди инструментов реализации государственной национальной политики наряду с законодательством Российской Федерации; документами стратегического планирования, разработанные на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; государственной программой Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики»,  актуализированы «государственная информационная система мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций»; «мониторинг состояния и развития языков народов Российской Федерации», а также «этнологическая экспертиза». Задача реализации Стратегии-2018 возложено на «Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией». Особая роль придается в Стратегии-2018 созданию Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, «который рассматривает концептуальные основы, цели и задачи государственной национальной политики Российской Федерации, обсуждает практику ее реализации и подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по определению основных направлений государственной национальной политики Российской Федерации». О значимости и важности национальных проблем для руководства страны свидетельствует тот факт, что «по решению Президента Российской Федерации вопросы реализации государственной национальной политики Российской Федерации могут рассматриваться на заседаниях и совещаниях Совета Безопасности Российской Федерации, Государственного совета Российской Федерации с участием представителей Общественной палаты Российской Федерации, совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации».

На наш взгляд, особо важное значение имеет V раздел «Целевые показатели реализации настоящей Стратегии». Однако, на наш взгляд, сомнительно выдвигать такие целевые показатели, как социологические замеры «уровень общероссийской гражданской идентичности (в процентах)», «доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений (в процентах)», «доля граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности (в процентах)», «доля граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам (в процентах)» на первый план. Представляется, что экспертный мониторинг реализации Стратегии, а также указанный в документе такой целевой показатель как «количество межэтнических и межрелигиозных противоречий» более репрезентабельны.

Интересен и новый VI раздел под названием «Ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии». Среди ожидаемых результатов на первое место «укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и общероссийской гражданской идентичности, формирование единого культурного пространства страны», а во-вторых «предотвращение, мирное разрешение конфликтных ситуаций в сфере межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений». В результате реализации Стратегии ожидается «укрепление статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения и одного из официальных языков международных организаций», «обеспечение условий для сохранения, изучения и развития языков народов Российской Федерации», «создание условий для социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество». ;

 В целом реализация данной Стратегии должна способствовать укреплению межэтнических отношений, всестороннему развитию и процветанию народов Российской Федерации, а также развитию духовного и гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации).

Доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории и историографии ИИиМО
Саратовского национального исследовательского
государственного университета имени Н.Г. Чернышевского
А.П. Мякшев.