Герб Саратовской области

Сайт создан с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

Телефон горячей линии по вопросам миграции – 8 (845-2) 52-05-93

Тезисы к выступлению по теме «Миграция и межнациональные отношения»

После распада СССР в 1991 году и образования новых независимых государств за пределами России оказались 25 миллионов русских. Это намного больше, чем вся эмиграция русских из России за рубеж с 1881 года и до распада Советского Союза. Эти люди стали иностранцами против собственного желания. У этнически русских людей не оказалось Родины. В 90-е годы от этой проблемы власть несколько дистанцировалась – что было ошибкой.

Но с 2007 года постепенно стали появляться госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. За 10 лет в Россию уже вернулись 585 тысяч человек. И вот следующий шаг – недавно подписана новая Концепция миграционной политики Российской Федерации, которая упростит получение российского гражданства для русскоязычных граждан республик бывшего СССР, а также значительно упростит бюрократические процедуры, связанные с оформлением русскоязычных мигрантов.

Предыдущая Концепция миграционной политики России была подписана в 2012 году, очевидно, что за предыдущие четыре года  концепция реализована не в полной мере, сейчас она утратила силу, и вот у нас новая концепция.  Попробуем остановиться на наиболее значимых разделах этого важнейшего документа.

По статистическим данным в прошедшие годы в России фиксировалось ежегодно около трех миллионов трудовых мигрантов. Сейчас 3 миллиона 850 тысяч. А приехавших стало еще больше. На миграционный учет поставлено было в прошлом году 15 миллионов иностранных граждан. Эта цифра настораживает. С целью «работа в РФ въехало около 5 млн. мигрантов. Закономерен  вопрос: «С какой целью в Росси находится  более 10 млн. иностранных граждан?

В концепции 2018 года основной акцент сделан на привлечение соотечественников.

Вот как характеризует Владимир Тимаков (зам. руководителя Экспертного Центра Всемирного Русского Народного Собора) сложившуюся ситуацию:

- Я хотел сказать о том, что мы находимся… Не просто изменилась концепция, а меняются условия, в которых находится Россия, и нужда во въезде людей возникает иная. Можно сказать так: с 2010 года мы находимся в совершенно новой для себя ситуации. У нас число людей, достигающих совершеннолетия, стало меньше впервые в нашей истории, чем число людей, выходящих на пенсию, достигающих пенсионного возраста. И у нас за это время уже минус 6 миллионов, трудовые ресурсы сократились. И сейчас мы с темпом почти миллион в год идем в минус. И когда мы говорим о том, что у нас темпы ВВП должны обогнать среднемировые, когда во всем мире население растет, а у нас сокращается, именно трудовое население, не население в целом… Число пенсионеров и детей пока увеличивается, а вот число работающих сокращается. Как в этих условиях обогнать?

Вот как характеризует изменения в Концепции Владимир Волох, профессор Государственного университета управления, доктор политических наук:

- Многое существенно изменено в концепции 2018 года. Она носит больше гуманитарный характер. Именно речь идет о том, что надо привлекать соотечественников, надо, чтобы эти люди приезжали на постоянное место жительства – от этого увеличивается и улучшается демографическая составляющая Российской Федерации. А когда мы говорим о предыдущей концепции, то, конечно, там в большей степени был акцент на обеспечение национальной безопасности. И мы с вами являемся свидетелями, что за эти годы – с 2012-го по 2018 год – было существенно изменено правовое поле, были ужесточены многие законы. А сейчас совершенно другое направление. Как будет реализовываться? Я с коллегами согласен, это второй вопрос.

Ольга Воробьева, профессор кафедры демографии МГУ:

- Вы понимаете, эти все вещи, которые были сделаны с 2012-го по 2018 год, они как раз для безопасности очень плохую роль сыграли, потому что нелегалов стало больше. А что такое безопасность?  Это когда все-таки в легальном положении находятся и иностранцы, и свои граждане. Их стало гораздо больше. Вот эти меры, которые, может быть, вопреки тому, что написано в концепции, принимались фактически, начиная с регистрации. Мы же знаем все, что это непреодолимый барьер.  А его еще ужесточили.

Тезисы к выступлению

«Особенности этнической истории Саратовской области»

В год 75-летия Великой Победы необходимо вновь подчеркнуть жизнеутверждающую роль дружбы народов в противовес гибельности межнациональной розни и вражды.

Этому должно способствовать изучение этнической истории нашей области и сохранение национальных культур проживающих в ней народов.

 Этническая история Саратовской области в прошлом во многом определялась  спецификой различных природных зон, предполагавших различные виды хозяйственной деятельности. В Правобережье этническая ситуация была более стабильной. Холмистая лесостепь с большим количеством рек позволяла вести оседлое хозяйство, включавшее рыболовство, охоту, бортничество и огородничество. В северных районах Саратовского Правобережья с глубокой древности жили предки мордвы.

Саратовское Заволжье (Левобережье) это в основном безлесая степная равнина с континентальным климатом, где веками население занималось кочевым животноводством, а пашенное земледелие появилось в конце 18 в.

Нигде на планете не было столь многочисленных радикальных изменений этнического состава населения ( что не является достижением и требует очень аккуратного подхода при трактовке).

Именно в этих местах была одомашнена лошадь. К началу 2-го тысячелетия до н.э. была создана конная легкая повозка на колесах со спицами, ставшая самым сильным  военно-техническим средством. Создатели колесниц названы срубной археологической культурой.  Крупный курганный могильник вождей этой культуры находится на севере Энгельсского района.

Создатели колесниц, обладая военным превосходством широко расселились по Евразии. Их потомки в Индии и Иране называли себя ариями (индо-иранская лингвистическая общность насчитывает несколько десятков языков).

Лошадь была оседлана на тысячу лет позже, чем запряжена, это произошло  в восточной части евразийской степи. Вернувшиеся с востока в заволжские степи  потомки срубников-колесничих, ставшие всадниками у древнегреческих авторов названы скифами.  Скифы -  это собирательное название для множества племен со сходной культурой. Из скифской культуры развилась культура сарматская, имевшая свои особенности – особенно высокое положение женщин в обществе. Крупнейший могильник сарматских вождей – «Сусловские курганы» находится в Советском районе Саратовской области. Сарматы- это множество племен, среди которых к рубежу н.э. самыми влиятельными стали аланы. Потомками сарматов по языку являются осетины.

Во 2-м в.н.э. в Заволжье из Центральной Азии прикочевали гунны, принадлежавшие к тюркской языковой общности. В конце 4 в.н.э. движение гуннов из Заволжья на запад вызвало Великое переселение народо. К сер. 5 в.н.э. гунны, подчинив Центральную Европу, вышли на берега Ла-Манша. После этого гуннское сообщество распалось. Ныне потомками гуннов считают себя чуваши.

В 6 в.н.э. большая часть евразийской степной зоны, включая Саратовское Заволжье, вошла в состав Тюркского каганата, созданного алтайскими тюркютами. В 7 в.н.э. Тюркский каганат распался и в Нижнем Поволжье и Прикаспии возник Хазарский каганат, столица которого – г.Итиль находилась в районе Астрахани. Потомками хазар считают себя караимы – немногочисленный народ в Крыму. Хазары разгромили болгар – тюркский народ живший в кубанских степях, и те расселились в разные стороны: на Балканы, в горы Кавказа и к месту слияния Волги и Камы , где подчинили себе местные финноязычные плмена и создали государство Волжскую Булгарию. Территория Саратовской области была зоной контакта и противодействия Хазарского каганата и Волжской Булгарии. В 8-9 вв. здесь кочевали пришедшие из Западной Сибири венгры, затем ушедшие на Запад. В 9 в.н.э. государственной религией у хазар стал иудаизм, а у булгар- ислам.

В 9-10 вв. в Заволжье кочевали печенеги, потомками которых считаются гагаузы, ныне живущие в Молдове. В 11-13 вв. в Заволжье кочуют тюркоязычные кипчаки, на Руси называемые половцами. Арабские авторы 8-12 вв. сообщают, что на Правобережье между хазарами и булгарами жил оседлый народ – буртасы, не имевший письменности. Издавна идет научная дискуссия о языковой принадлежности  этого народа.

В 13 в Поволжье вошло в состав многонациональной Монгольской империи потомков Чингисхана и сюда во множестве переселялись люди из разных регионов Европы и Азии.

В 16 в. Нижнее Поволжье было присоединено к России.

С1635 по 1771 г в Заволжье входило в Калмыцкое ханство.

В 1764 г. началась немецкая колонизация Поволжья, где они создали 150 кголоний  и успешно развивали пашенное земледелие.

В конце XIX в. в Саратовской губернии, как и в целом по империи, преобладало русскоязычное население, которое составляло чуть менее 77 % всего населения губернии. Русский этнос проживал во всех уездах. Вторым по численности этносом являлись поволжские немцы (6,92 %), компактно расселявшиеся в Камышинском, Саратовском, Аткарском и Царицынском уездах. Основная часть украинцев проживала в Аткарском, Балашовском и Камышинском уездах. В целом по губернии украинцы составляли 6,21 % населения.

Мордва и татары, составлявшие соответственно 5,15 % и 3,94 % населения губернии, располагались преимущественно в северной части края, в Хвалынском, Петровском и Кузнецком уездах. Относительно большое количество мордвы проживало в Саратовском (7 940 человек) и Вольском (3 157 человек) уездах. В остальных уездах численность мордовского населения не превышала несколько сотен человек.

Саратовское Поволжье считалось аграрным регионом: из 2 485 829 человек, зафиксированных в переписи, только 309 549 человек проживали в городах, а остальные 2 096 280 человек являлись сельскими жителями.

Большую часть горожан (91,14 %) составляли русские. Второе место принадлежало поволжским немцам – 4,19 %, далее шли татары – 1,39 %.  На селе наиболее крупными этносами являлись русские и немцы. Русские составляли 74,62 %, а немцы – 7,33 % сельских жителей губернии. Далее шли украинцы – 6,99 %, мордва – 5,87 % и татары – 4,31 %.

По данным материалов переписи в Саратовской губернии проживали представители 14 конфессий. Наибольшее число жителей губернии (84 %) исповедовали православие. В отдельную графу были занесены старообрядцы, которые составляли 4,7 % населения губернии.

Почти 4 % жителей губернии являлись мусульманами. Это – татары, башкиры, кавказские горцы, и некоторые другие.

В результате миграции в губернии появился ряд национальностей, проживавших здесь прежде в небольшом количестве (это – поляки, латыши, литовцы, евреи, белорусы) или вообще ранее не проживавших (китайцы, корейцы, курды, арабы, ассирийцы, халдейцы, моравы, бухарцы, боснийцы). По сравнению с 1897 г. количество этносов увеличилось с 46 до 58.

Увеличилась доля русского, украинского, мордовского и татарского этносов в населении губернии. При этом значительно сократилось немецкое население губернии (с 6,92 % в 1897 г. до 1,08 % в 1920 г.). Особенно сильный естественный прирост (по сравнению с другими национальными меньшинствами региона) был отмечен среди татарского населения – почти на 52 %. В губернском масштабе численность татар увеличилась на 2 %.

Основными тенденциями эволюции национальной структуры в 1897-1926 гг. можно считать увеличение количества этносов, фиксируемых в ходе переписи (от 47 в 1897 г. до 61 в 1926 г.). В 1920-е гг. в переписях перестал учитываться конфессиональный состав населения. В губернии увеличилась численность татар и сократилось количество немецкоговорящего населения. Регион оставался полиэтничным. Также не изменился ареал расселения национальностей края. Отмечается наличие нескольких крупных этносов (татар, украинцев, мордвы, немцев, евреев, белорусов) при численном доминировании русских. В процентном соотношении это выглядело так: русские – 80,97 %, украинцы – 6,98 %, мордва – 5,35 %, татары – 3,98 % и немцы – 1,42 %. Всего они составляли 98,7 % населения Саратовской губернии.

При Временном правительстве был учрежден совет по национальным делам с представительством всех этносов и народностей России. На национальные окраины и области было распространено земство. 20 марта 1917 г. специальным постановлением Временное правительство отменило все «ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности». Члены Временного правительства осознавали необходимость реформирования межнациональных отношений в империи и большие надежды возлагали на Учредительное собрание, призванное решить национальный вопрос в государстве. Однако мероприятия Временного правительства при всей их рациональности были запоздалыми и уже не устраивали ни национальную буржуазию, ни революционно настроенные низшие слои.

Формирование центрального аппарата Наркомнаца и его отделов на местах происходило одновременно. Первоначально, отделы на местах организовывали специально присланные из Центра эмиссары, а с середины 1918 г., отделы по делам национальностей стали создаваться силами местных губисполкомов и Советов. В 1918 г. отделы начали свою работу в 40 губерниях, в том числе и в Саратовской.

Процесс создания структуры управления межэтническими процессами в Саратовском крае проходил поэтапно. До лета 1918 гг. противоречия в политических взглядах и убеждениях между руководством губернии и лидерами общественных национальных организаций не позволяли создать какой-либо  механизм регулирования и координации межнациональных процессов в регионе.

О некоторых особенностях развития межнациональных отношений в советский период рассказано в приложении к тезисам.