Герб Саратовской области

Сайт создан с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

Телефон горячей линии по вопросам миграции – 8 (845-2) 52-05-93

Новости

7 апреля в Госдуму Правительство внесло давно обещанный и еще более давно ожидаемый проект поправок в закон о гражданстве (№938282-7), в котором снимается требование отказа от имеющегося гражданства при приобретении гражданства России. Таким образом, предложение депутата Госдумы Константина Затулина об освобождении хотя бы соотечественников от этого требования наконец-то дошло до правительства даже в более радикальном варианте.

 

После принятия этих поправок из закона о гражданстве будет вообще вычеркнуто требование отказа или выхода от иностранного гражданства при получении гражданства России. Наконец и с «носителей русского языка» спадут оковы выхода из иного гражданства, которые мешали им стать российскими гражданами. И все, кто не ставит своей целью стать в России министром, депутатом, государственным или военным служащим – смогут спокойно жить с двумя, тремя и т.д. паспортами.

Внесенный законопроект содержит еще несколько новаций. Думаю, что многие соискатели российского гражданства с облегчением встретят следующие предложения правительства:

– необходимый стаж работы в России выпускников российских вузов для получения гражданства РФ сокращается с трех до одного года;

– упрощенный порядок пути к гражданству РФ дается гражданам Белоруссии, Украины, Молдавии и Казахстана;

– тот, кто имеет супруга (супругу) – гражданина (гражданку) России, и они имеют общих детей, гражданство России сможет получить сразу после получения РВП (вид на жительство не обязателен). При отсутствии детей – вид на жительство по-прежнему нужен, а в браке нужно состоять, как и сейчас, не менее трех лет;

– от всех, кто имеет право на получение гражданства РФ в упрощенном порядке, больше не будут требовать доказательство наличия законного источника средств к существованию.

Выше перечислены – «приобретения», которые предлагает законопроект. Но есть в нем и «утраты».

Правительственный законопроект отнимает у тех, кто проживает за рубежом и имеет в России родителя – российского гражданина, возможность стать гражданами РФ, имеющуюся в действующем законе. Этим людям влиться в семью граждан РФ можно будет только после переезда в нашу страну на постоянное жительство.

Право на получение российского гражданства за рубежом в упрощенном порядке оставлено лишь за бывшими гражданами СССР, проживавшими и проживающими в постсоветских государствах, но не получивших их гражданства.

Все остальные, желающие стать гражданами России (кроме группы под условным названием «Депардье»), чтобы стать обладателями российского паспорта, должны проживать в России.

И у меня остается вопрос к законопроекту в части, касающейся «носителей русского языка». Они, как записано в проекте, должны постоянно проживать в России (т.е. иметь вид на жительство). Срок этого проживания не имеет значения – хоть один день, как есть и в действующем законе (снято условие пункта «а» части первой статьи 13 закона о гражданстве). Им не надо будет доказывать наличие законного источника средств существования (снято условие пункта «в» части первой статьи 13) – это хорошая новость в законопроекте, общая для всех желающих получить российский паспорт в упрощенном порядке. Вопрос же в том, что законопроект не снимает с «носителей русского языка» условия пункта «д» части первой статьи 13, где установлено требование владения русским языком. В действующем законе на «носителей» требование пункта «д» не распространяются, как излишнее. «Носители» уже доказали, что являются «лицами владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах», как того и требует от них закон.

В соответствие с пунктом «д» уровень знания русского языка определяется Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, где дан перечень документов, подтверждающих свободное пользование языком. Далее цитирую названное положение в действующей редакции: «… документ, подтверждающий его владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды. Владение русским языком на указанном уровне подтверждается одним из следующих документов».

Затем следует перечень этих документов:

«документом об образовании (не ниже основного общего образования) или документом об образовании и о квалификации установленного образца, выданным организацией, осуществляющей образовательную деятельность (далее именуется – образовательная организация):

до 1 сентября 1991 г. – на территории государства, входившего в состав СССР;

после 1 сентября 1991 г. – на территории Российской Федерации;

сертификатом о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку (в объеме не ниже базового уровня владения русским языком), выданным образовательной организацией на территории РФ или за рубежом, которая включена в определяемый Минобрнауки РФ перечень образовательных организаций, проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному языку…;

документом об образовании, выданным на территории иностранного государства, в котором русский язык является одним из государственных языков (для граждан этого государства);

От представления документов, подтверждающих владение русским языком, освобождаются:

мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет;

недееспособные лица;

инвалиды I группы».

В этом длинном перечне документов, доказывающих владение русским языком, нет свидетельства о признании «носителем русского языка». А это значит, что если примут правительственный законопроект в предложенной редакции, то от «носителя русского языка» кроме прочего могут потребовать представить какой-либо документ из приведенного списка. Очевидно, что это – нелепость, ведь «носитель» уже доказал знание русского языка, пройдя собеседование на соответствующей комиссии.

Хорошо, если при подготовке изменений в Положение учтут этот нюанс, и приведенный выше список пополнит еще один документ – «решение комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка», который и так прилагается к заявлению на гражданство. Но депутатам, которым нужно принимать закон, пока не известно, что предполагается изменить в этом Положении. И чтобы не получить «кота в мешке», надо бы в самом законе освободить «носителей русского языка» от требования доказывать, что они русский язык знают: снять с них условие, предусмотренное пунктом «д» части первой статьи 13 закона о гражданстве. Такую поправку можно предложить в обсуждаемый законопроект для внесения ко второму чтению.

И еще я бы оставила право (которое есть в действующем законе) на получение российского гражданства за рубежом для тех, у кого в России проживает родитель, имеющий гражданство РФ. А в остальном – у меня замечаний нет. Хочется надеяться, что, несмотря на коронавирус, поправки будут приняты Госдумой до конца весенней сессии. Их очень ждут соотечественники.