Герб Саратовской области

Сайт создан с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

Телефон горячей линии по вопросам миграции – 8 (845-2) 52-05-93

Деятельность

Мартовское небо над Красноармейском удивительно глубоко. Кажется, что воздух обрел вес и наполняет легкие весьма ощутимой живительной материей. Нашей команде вспомнились  частые посещения Красноармейска в 1995-2000 годах. Тогда  в городе был основан самый крупный  в стране  Центр временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев. Он был рассчитан на 420 мест. Первые волны переселенцев прибыли сюда из Таджикистана и Чеченской республики.

Тогда в распоряжении нашей организации было  два УАЗика - «буханочки». Каждый день мы перевозили по 10-20 человек  с нехитрым скарбом. Меня тогда удивляло, почему люди  в обязательном порядке  брали  первоочередно с собой из разоренного жилья в  дальнюю дорогу громоздкие старомодные телевизоры. Теперь понимаю – это было связано с  интуитивным стремлением услышать и увидеть на потускневших от времени экранах наконец что-нибудь положительное в том хаосе разрушительных сообщений,  что приходили в эфир после разрушения СССР.

В гостеприимном центре  все было бесплатно - жилье, питание. Дети начали посещать расположенную неподалеку школу и детский садик. Вскоре в Центре появились первые  младенцы, что вызвало искреннюю радость у всех нас.

В те становящиеся далекими годы Красноармейский район  на глазах становился многонациональным. Вместе с русскими прибывали чеченцы, армяне, грузины, азербайджанцы и представители других этносов. Первоначально возникали эксцессы, случались молодежные конфликты. Один из них  в 2007 году закончился трагически - в бытовом конфликте погиб молодой человек, А. Филин, статный молодой парень. Это случилось ровно 13 лет назад,  8 марта. Помнится тогда мы более недели большой командой общественников и сотрудников правительства работали в городе и районе, беседовали с людьми, проводили круглые столы, выслушивали представителей диаспор, проводили прием  жителей. Тогда удалось  остановить конфликт, создать  атмосферу доверия, умиротворенности, доверия, чувства уважения к  национальным традициям, религиям. Мы обращались к множественным примерам межнационального сотрудничества, к глубинным понятиям российской гражданственности. И основным примером во всех наших беседах была героическая история Великой Отечественной войны.

Об этом мы говорили на нашем семинаре, который, как мне кажется,  никого из 86 участников не оставил равнодушным.

О том бесценном  опыте вспомнил и глава аппарата администрации Всемирнов Сергей Владимирович, ставшим соведущим семинара. Он был  13 лет назад одним из молодых сотрудников администрации города и сделал очень много для того, чтобы локализовать конфликт, искоренить его  вредные последствия.

С тех пор город и район пережили много трансформаций, приняли большие волны  переселенцев, благодаря чему район не потерял населения, сохранил инфраструктуру, человеческий потенциал. Многократно  возросло этническое разнообразие. В район, например, в числе последних волн переселенцев, переехала из Краснодарского края небольшая групп турок-месхетинцев. Проживают они в Гвардейском муниципальном образовании, где сравнительно быстро интегрировались в местное сообщество.

Администрации и общественники за последние десятилетия  научились грамотно решать много вопросы межнационального взаимодействия. В районе  регулярно создаются   и реализуются программы межнационального сотрудничества. Ярко, позитивно работают национально-культурные организации. Большой вклад вносят  педагоги, овладевающие  многими психолого-педагогическими методиками по формированию  уважительного, доверительного общения между людьми разных  национальностей.

Мы много говорили о значимости обновленной Стратегии Государственной национальной  политики, о новых установках на формирования российской гражданской идентичности. Останавливались на  практической реализации наиболее важных статей и разделов обновленной Стратегии. Мы успели обсудить и практические вопросы: как, например,  измерять наиболее важные  показатели, обозначенные в статье 13 Стратегии. Особое внимание педагогов (а их было  большинство в зале) привлекли исторические примеры формирования гражданственности.

По завершении семинара мы выслушали  вопросы и пожелания участников семинара и решили - непременно соберемся через пару месяцев и обсудим вновь все волнующие нас проблемы.