Семинар для учителей Саратовского района был посвящен важнейшей теме, ставшей одной из самых значимых для большинства педагогов района: «Терроризм, экстремизм, конфликты на этнической почве: противодействие и профилактика вовлечения в противоправную деятельность подрастающего поколения».
Семинар был организован по настоятельной просьбе педагогов после круглого стола, который мы провели в здании администрации Саратовского района.
Мы въезжали в поселок морозным утром 21 декабря. Довольно густо шел снег, создавая атмосферу светлого предновогоднего праздничного настроения.
Поселок Дубки образовался в советскую эпоху вместе с одноименным аэродромом. Аэродром, на котором впервые поднялся в небо Юрий Алексеевич Гагарин, функционирует и в наши дни. Сам поселок, название которого произошло от дубовой рощи, некогда занимавшей большую площадь, и сегодня ассоциируется с молодым, крепким и радующим глаз дубом.
Главный потенциал поселка – люди, достойно прошедшие тяжелые испытания лихих девяностых. Ныне поселок развивается, строятся дома, инженерная инфраструктура. Шесть лет назад завершили строительства храма Святых Царственных Страстотерпцев.
Несмотря на демографический кризис, переживаемый регионом, замечаешь сразу – в Дубках много детей школьного возраста. Все они получают образование в школе, славной своими традициями и педагогическими инновациями. Известно, что подавляющее большинство выпускников этой школы успешно поступают в высшие учебные заведения Саратова, Москвы, Санкт-Петербурга. Педагогический коллектив школы не захотел смириться с шедшими от бывшего руководства Минобра установками на «оказание образовательных услуг». Педагоги выполняли свой патриотический гражданский долг, свою стратегию - неразрывность обучения и воспитания детей. Что и принесло в конечном итоге признание родителей и учащихся. Силами педагогов, учащихся и родителей в школе создан единственный в Саратовской области литературно-краеведческий музей. Его часто посещают почетные гости, известные в области и в России писатели.
О психолого-педагогической системе сбережения сознания молодых людей от вторжения ущербных, человеконенавистнических установок мы говорили на семинаре.
Было констатировано – в настоящее время продолжается активное проникновение информационно-коммуникационных технологий во все сферы общественной жизни. Социальные сети стали постоянными спутниками нашей жизни.
Очень часто помимо функции обмена информацией проявляется функция нейро-лингвистического программирования. Впервые в России выход протестных партикулярных групп из виртуальной плоскости в реальную можно было наблюдать в период так называемой «белоленточной революции». В свое время это серьезным образом отразилось на внутриполитической обстановке в стране. Да и сейчас возможности НЛП в социальных сетях словно дамоклов меч висят над многими проектами по укреплению российской государственности.
Мы попытались изучить, как на площадках «Вконтакте», «Фэйсбук» быстро и эффективно создаются сетевые организации, занимающиеся рекрутированием молодежи для участия в протестных движениях. Через сети «Телеграф» активно ведется вербовка в различные сетевые группы, включая вербовку в ИГИЛ, группы смерти и т.п.
Российская молодежь стала объектом очень мощного психолого-педагогического воздействия. Сердцевина всех применяемых способов воздействия – разработанные на Западе новые методики нейро-лингвистического программирования.
Вербовщики ИГИЛ, лидеры криминального мира, Агенство национальной безопасности США владеют разнообразными практическими методиками и приемами НЛП программирования. На следующем семинаре мы расскажем и поясним на примерах, как можно противостоять этим методикам и как формировать внутренние барьеры противодействия, как применять своеобразные противоядия против этих опасных приемов.
При обсуждении вопросов межнационального сотрудничества доктор исторических наук, профессор А.П Мякшев отметил:
- Вы будете формировать российскую гражданскую идентичность, но ваши усилия могут быть затрачены впустую. Гражданская идентичность должна сочетаться с национальной идентичностью. Это очень важно, надо всегда продумывать направленность воздействия, чтобы не попасть впросак.
Например, во время проведения семинара в Энгельсском районе, где нас кстати встретили очень доброжелательно, мы столкнулись с такой позицией администрации: у нас все хорошо, мы проводим праздники, дни национальных культур, что и позволяет нам поддерживать межнациональные отношения. Ему возразил Отец Аркадий, который сказал:
- У нас умирает село, увядает культура, у молодежи отсутствует мотивация к чтению. Из самой читающей в мире страны мы откатились на последние странички мировых рейтингов. Нам нужно самим очень четко изучить и озвучить все проблемы, потому что здесь никак не допустим поверхностный подход. Межнациональные отношения - процессы глубинные, зачастую многие составляющие идут глубоко и поверхностным взглядом их не зафиксировать.
В то же время некоторые проблемы надо прямо и честно озвучить. Например, миграция - это подрыв рынка труда. Надо об этом говорить откровенно. Еще опаснее - забвение и искажение исторической памяти. Мальчик, который выступал в Бундестаге, был дезинформирован, его ввели в заблуждение именно школьные педагоги. Получилось - мы ввели путаницу в мозги детей, что в будущем может привести к тяжелейшим последствиям.
Ирина Юрьевна Трифонова, модератор семинара, заявила в завершении:
- Сегодня мы очень нуждаемся в методической поддержке. Поселок Дубки находится как бы в привилегированном положении. У нас сохранилось и укрепилось коренное население. В окружающих селах мы видим - стремительно меняется межэтнический баланс. Во многих классах сельских школ более половины детей - из семей иммигрантов, прибывших в последние двадцать лет. Как работать педагогам в этих новых условиях? Какие закономерности надо знать и какие методики следует применять? Как избежать ошибок в педагогическом воздействии на детей и родителей?
Ответы на эти вопросы надо искать совместно. И мы очень благодарны инициаторам проекта, поддержанного фондом Президентских грантов. Все мы сегодня нуждаемся в таких исследованиях и сопутствующих тренингах.