Герб Саратовской области

Сайт создан с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

Телефон горячей линии по вопросам миграции – 8 (845-2) 52-05-93

Деятельность

На прошлой неделе, 3 февраля нас пригласили в Основную общеобразовательную школу хутора  Малая  Скатовка Саратовского района. Признаться, не ожидал, что эта поездка станет знаковой, в значительной мере определяющей направленность нашей работы по проекту.

Ведь именно в таких муниципальных образованиях как М. Скатовка и решаются основные вопросы  развития  национальных отношений, здесь молодежь получает жизненные уроки, которые и определят будущее развитие сельских территорий.

На пороге школы нас встретил  директор школы  Александр Григорьевич Забабурин, человек, отдавший всю свою жизнь  воспитанию детей, несомненный лидер общественного мнения в сельском поселении.

Александр Григорьевич родился на Украине, в Никополе. Затем с родителями переехал в Казахстан, где и   определился с жизненным выбором - стал педагогом. Когда начал разрушаться Советский Союз,  случилось никем неожиданное бесовское явление -  национализм буквально разорвал спокойную, размеренную жизнь городов и сел. Александр Григорьевич покинул Казахстан,  не выдержав оскорбительных выходок местных националистов  и несправедливого отношения к русскому населению.

Вместе вспоминаем те времена, когда миллионы русских людей вынуждены были покинуть бывшие братские республики. То было тяжелое время. Но была в нем и оптимистическая нота  - поток педагогов, врачей из Казахстана направился в российскую глубинку. Сотни российских школ обрели талантливых, преданных педагогике профессионалов.

В ответ на национализм бывших республик СССР в России не сформировались отряды русских националистов. Скорее наоборот - Россия стала своеобразной Землей обетованной, принимающей всех страждущих, независимо от национальной,  религиозной принадлежности. И 25 миллионов русских, оставшихся после разрушения СССР за границей, конечно же устремились на историческую Родину.

Александр Григорьевич удивил нас с первых минут посещения школы. В просторном помещении нас ожидала настоящая выставка работ учащихся  - макеты боевых кораблей русского флота 18-19 веков, изящная экспозиция  сказочных персонажей, фигурок, матрешек, кубков, шкатулок.  Выточенный из полена, почти живой Буратино. Поражающие своими четкими линиями  макеты зданий, картины морских  сражений, красочные картины на стенах отражают богатую историю развития России. Рядом на стеллажах - макеты самолетов времен  Великой Отечественной войны.

Позже мы убедились  - в детях щедро взращивается историческое знание, почтение и уважение к  истории России. Знания, полученные на уроках истории, воплощаются в творческую работу на уроках труда.

Типична и этнодемографическая картина в хуторе. В поселке живут армяне, украинцы, мордва и русские, есть один турок, эстонцы.

Разрушительные девяностые больно ударили по семьям сельского поселения. 20 лет назад в школе было 124 учащихся.  Теперь - 51 человек.

В настоящее время в  Малой Скатовке  проживает 564 жителя. Люди стали приходить  в себя после долгих лет  бездушия  ельцинского периода.  В итоге установился хрупкий (пока)  демографический баланс. Так что среднегодовой контингент учащихся  сохранится в ближние годы так же -  приблизительно 50 -55 чел.

В хуторе  работает клуб, фельдшерский  пункт, 2 фермерских хозяйства. Конечно, в центре всей социальной жизни - школа, за ней безусловный авторитет, там формируется общественное мнение.

А в целом - рабочих мест в Малой Скатовке больше нет. Картина, мягко скажем - грустная. Есть ростки стабилизации. Сделали прогнозное исследование. Падение численности населения  остановилось. Но без создания новых производств поселение обречено на прозябание…

Мы убедились,  сохранение исторической памяти - одна из центральных составляющих межнационального сотрудничества. И это -  важнейшая миссия  сельской школы.

После семинара обмениваемся  мнениями и впечатления с учителями. Отмечаю, что кажущееся отсутствие межнациональных проблем - реальное достижение  школы и семьи. Работа по своей сути не очень заметная, но напряженная, требующая высочайшей самоотдачи. Межнациональный мир - великий дар наших предков и все мы обязаны достойным образом его сохранить и приумножить.

Именно в таких небольших сельских поселениях, в муниципальных образованиях выстраивается стратегическая линия России в сфере межнациональных отношений. Сейчас как никогда ранее нам нужна преемственность в той большой ежедневной работы по сохранению исторической памяти, которая проводится в  школе Малой Скатовки , сотнях таких школ, в которых трудятся поколения педагогов, тонко и деликатно проводящих работу по сохранению межнационального согласия.

А.П. Зуев