Ученые утверждают, что когда-то в этом районе жили и кочевали множество племен. И название как крепкую память о себе оставили уйгуры. Поскольку «Озаки» по уйгурски означает «прошлогодняя стоянка».
Совсем недавно было установлено: у Озинской земли есть гораздо более далекое историческое прошлое, на что указывают последние изыскания археологов. Они установили: уж в совсем запредельном прошлом, примерно 60-70 тыс. лет назад здесь была палеонтологическая стоянка, своими размерами превышающая древнейшие портовые города Ближнего Востока (Иерихон, Чатал-Гуюк).
Русско-российское освоение озинских земель началось полторы сотни лет назад. Тогда страна переживала тяжелые потрясения. Россия потерпела тяжелое народа, позорное для правящей элиты поражение в Крымской войне. Люди начали задавать властям неудобные вопросы, внутренние напряжения в обществе перерастали в явственные противоречия. Страна безнадежно опаздывала с отменой крепостного права, с реформами, с решением земельного вопроса. Не случайно поэтому первыми поселенцами в Озинках стали отставные офицеры, доблестно воевавшие на Крымской войне. Ветераны получили здесь земельные наделы по царскому указу по рекам Чалыкла и Солянка. Выросшие здесь хутора назывались по фамилиям хозяев: Карепанов, Муравлев, Овчинников, Бенардаки и т.п. То было время трудов и собирания, освоения земель, время романтических мечтаний больших масс людей, видевших в новых землях счастливое, свободное и радостное будущее.
Озинки встречают нас приветливо, по-свойски, словно говоря:
- Здесь все живут спокойно, уважительно, неспешно.
В поселке построена новая мечеть изысканных форм и православный храм, словно подчеркивающие гармонию духовной жизни. На фоне церкви - заботливо сохраненный и ухоженный памятник В.И. Ленину.
В нашем семинаре участвуют лидеры национально-культурных организаций, сотрудники полиции, директора, преподаватели общеобразовательных школ. Несколько позже, на следующий день к нам присоединяются главы муниципальных образований.
Заместитель главы администрации района Александр Сергеевич Максаков, заботливый хозяин и приветливый человек полностью погружен в жизнь района. Им составлены «карта национальностей» и таблицы, отражающие национальный состав в 11 муниципальных образованиях. Чувствуется, что заместитель главы старается видеть объемную картину жизни в сельских поселениях, постоянно поддерживая контакты с общественниками, лидерами национально-культурных организаций.
Александр Сергеевич владеет и информацией о настроениях людей, старается выстраивать прогнозы, улавливая и некоторые тревожные тенденции.
В районе громадные земельные угодья, это настоящее богатство. Но после известных событий, последовавших после распада СССР, начали все более явственно проявляться многие проблемы, которые не в силах решить местная власть.
Особенно важно осознать: молодежь не видит для себя никаких перспектив в сельских поселениях и ускоренно, скорее - катастрофически ускоренно покидает места постоянного проживания. Уезжают далеко - в Москву, Саратов, Энгельс, туда, где есть возможность получить образование, найти достойную работу. В сельских поселениях, которые мы посетили, большинство коренного населения (свыше 73 %) - люди пенсионного возраста. Не более, чем через 10 лет коренное население в своем большинстве покинет эти места. Один из возможных вариантов - переселение в райцентр «Озинки», либо поближе к детям, обустраивающимся в Москве, Саратове, других индустриальных центрах.
Кто придет им на смену? Или сельские поселения на юге России превратятся в омертвевшие, покинутые территории?
Ответы на эти вопросы мы попытаемся искать в последующих поездках в эти крайние южные территории Саратовской земли.
Старожилы рассказали нам, как в Озинках и прилегающих территориях вплоть до 1923 года продолжалась война непримиримых казачьих соединений с советскими войсками и администрацией. Как полк под командованием Василия Чапаева дрался с конными казачьими войсками. С обеих непримиримых сторон - русские люди, не желающие смирения и покорности…Вольнолюбивовое уральское казачество не желало смирения и покорной советизации. Тот тяжелый кровавый урок до сих пор жив в памяти местных жителей…
Да и уральское казачество сходит на нет. В соседней Западно-казахстанской области казаков осталось совсем мало, да и те в основном пенсионного возраста
Кажется сам дух свободы витает в этих полях и неглубоких балках, по которым сто лет назад неслись навстречу друг другу конные лавы белоказаков и красной конницы, во главе клина которой бесстрашно летел легендарный Василий Иванович Чапаев. Те времена минули. Теперь Уральск, город в котором сосредоточились в былые времена казачьи вольница, крепкая многочисленными поколениями областной центр независимого Казахстана. Русский дух ушел оттуда и навряд ли вернется.
Мы сами разрушили там русско-российскую государственность и теперь речь идет о том, чтобы сберечь то, что осталось. Слава Богу, что осталось еще много русской земли и русского духа!
К сожалению, уловили мы и дух увядания, Постепенно и неуклонно уменьшается численность жителей сельских поселений. И если бы не волны переселенцев-курдов, коих в Озерском, Балашинском, Озинском муниципальном образовании уже 1250 человек было бы совсем туго с демографией. Если бы не началась интенсивная миграция дагестанских народов, мы бы увидели множество покинутых, заколоченных домов в многочисленных, некогда процветающих селах и хуторах…
Беседуем с одним из самых уважаемых лидеров казахской общины. Джамбул (имя изменено по его пожеланию) - крепкий коренастый мужчина. В советском прошлом был большим начальником,. Ему шестьдесят, но это человек, полный сил и планов на будущее. У него четверо детей и шестеро внуков. Все они разъехались. Двое женатых сыновей с семьями живут в Саратове с внуками. Их он видит все реже и реже. В его поселении, где он когда-то был одним из руководителей крупного успешного совхоза, население стремительно стареет. Теперь в сельском поселении, некогда богатом, многолюдном, перспективном, 70% пенсионеры. Да и те только и мечтают о том, как переехать к детям, обосновавшимся в Саратове, Энгельсе, Москве.
Горестно рассказывает о родственных связях с близкими, оставшимися в Казахстане. Отмечает:
- Там я теперь чужой, даже для близких по крови родственников. Российских казахов там теперь воспринимают как чужаков. И это несмотря на то, что я хорошо, с любовью говорю на казахском, люблю песни акынов. Меня все равно считают иностранцем, чужим. Почему так случилось? К чему приведет нас такая разделенность?
Ответы на эти и другие тревожные, берущие за душу вопросы, мы постараемся искать в наши следующие поездки.