Герб Саратовской области

Сайт создан с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

Телефон горячей линии по вопросам миграции – 8 (845-2) 52-05-93

Деятельность

Ученые утверждают, что когда-то в этом районе  жили и кочевали множество племен. И название как  крепкую память о себе оставили уйгуры. Поскольку «Озаки» по уйгурски  означает «прошлогодняя стоянка».

Совсем недавно было установлено: у Озинской земли есть гораздо более далекое историческое прошлое, на что указывают последние изыскания археологов. Они установили: уж в совсем запредельном прошлом,  примерно 60-70 тыс. лет назад здесь была палеонтологическая стоянка, своими размерами превышающая древнейшие портовые города Ближнего Востока (Иерихон, Чатал-Гуюк).

 

Русско-российское освоение озинских земель началось полторы сотни лет назад. Тогда  страна переживала тяжелые потрясения.  Россия потерпела тяжелое народа,  позорное для правящей элиты  поражение в Крымской войне.  Люди начали задавать властям неудобные вопросы, внутренние напряжения в обществе перерастали в явственные противоречия. Страна  безнадежно опаздывала с отменой крепостного права, с реформами, с решением земельного вопроса. Не случайно поэтому  первыми поселенцами в Озинках стали отставные офицеры, доблестно воевавшие  на Крымской войне. Ветераны получили здесь  земельные  наделы по царскому указу  по рекам Чалыкла и Солянка. Выросшие здесь хутора назывались по фамилиям хозяев: Карепанов,  Муравлев, Овчинников, Бенардаки и т.п. То было время трудов и собирания, освоения земель, время романтических мечтаний больших масс людей, видевших в новых землях счастливое, свободное и радостное будущее.

 

Озинки встречают нас приветливо, по-свойски, словно говоря:

- Здесь все живут спокойно, уважительно, неспешно.

В поселке построена новая мечеть изысканных форм  и православный храм, словно подчеркивающие гармонию духовной жизни. На фоне  церкви - заботливо сохраненный и  ухоженный памятник В.И. Ленину.

В нашем семинаре участвуют лидеры национально-культурных организаций, сотрудники полиции, директора, преподаватели общеобразовательных школ. Несколько позже, на следующий день к нам присоединяются главы муниципальных образований.

Заместитель главы администрации района Александр Сергеевич Максаков, заботливый хозяин и приветливый человек полностью погружен в жизнь района. Им составлены «карта национальностей» и таблицы, отражающие национальный состав в  11 муниципальных образованиях. Чувствуется, что заместитель главы старается  видеть объемную картину  жизни в сельских поселениях, постоянно поддерживая контакты с общественниками,  лидерами национально-культурных организаций.

 

Александр  Сергеевич владеет и информацией о настроениях людей, старается выстраивать прогнозы, улавливая  и некоторые тревожные тенденции.

В районе громадные земельные угодья, это настоящее богатство. Но после известных событий, последовавших после  распада СССР, начали все более явственно  проявляться многие проблемы, которые не в силах решить местная власть.

 

Особенно важно осознать: молодежь не видит для себя никаких перспектив в сельских поселениях и ускоренно, скорее - катастрофически ускоренно покидает  места постоянного проживания. Уезжают далеко - в  Москву, Саратов, Энгельс, туда, где  есть возможность получить образование, найти достойную работу. В сельских поселениях, которые мы посетили, большинство  коренного населения  (свыше 73 %) - люди пенсионного возраста.  Не более, чем через 10 лет коренное население в своем большинстве покинет эти места. Один из возможных вариантов - переселение в райцентр «Озинки», либо поближе к детям, обустраивающимся в Москве, Саратове, других индустриальных центрах.

Кто придет им на смену? Или сельские поселения на юге России превратятся в омертвевшие, покинутые территории?

Ответы на эти вопросы мы попытаемся искать в последующих поездках в эти крайние  южные территории Саратовской земли.

 

Старожилы рассказали нам, как в Озинках и прилегающих территориях вплоть до 1923 года продолжалась война непримиримых казачьих соединений с советскими  войсками и администрацией.  Как  полк под командованием  Василия Чапаева дрался  с конными казачьими войсками. С обеих  непримиримых  сторон  - русские люди, не желающие смирения и покорности…Вольнолюбивовое уральское казачество не желало смирения и покорной советизации. Тот тяжелый кровавый урок до сих пор жив в памяти местных жителей…

Да и уральское казачество сходит на нет. В соседней Западно-казахстанской области казаков осталось совсем мало, да и те в основном пенсионного возраста

 

Кажется  сам дух свободы витает в этих полях и неглубоких балках, по которым сто лет назад неслись навстречу друг другу конные лавы белоказаков и красной конницы, во главе клина которой бесстрашно летел легендарный  Василий Иванович Чапаев. Те времена минули. Теперь Уральск, город в котором сосредоточились в былые времена казачьи вольница, крепкая многочисленными поколениями областной центр независимого  Казахстана. Русский дух ушел оттуда и навряд ли вернется.

Мы сами разрушили там русско-российскую государственность и теперь речь идет о том, чтобы сберечь то, что осталось. Слава Богу, что осталось еще много русской земли и русского духа!

 

К сожалению, уловили мы и дух увядания, Постепенно и неуклонно уменьшается численность жителей сельских поселений. И если бы не волны переселенцев-курдов, коих в Озерском, Балашинском, Озинском муниципальном образовании уже  1250 человек было бы совсем туго с демографией. Если бы не началась интенсивная миграция  дагестанских народов, мы бы увидели множество покинутых, заколоченных  домов  в многочисленных, некогда процветающих селах и хуторах…

 

Беседуем с одним из самых уважаемых лидеров казахской общины. Джамбул (имя изменено по его пожеланию) -  крепкий коренастый мужчина. В советском прошлом был большим начальником,.   Ему шестьдесят, но это человек, полный сил и планов на будущее. У него четверо детей и шестеро внуков. Все они разъехались. Двое  женатых сыновей с семьями живут в Саратове с внуками.  Их  он видит все реже и реже. В его поселении, где он когда-то был одним из руководителей  крупного успешного совхоза, население стремительно стареет.  Теперь в сельском поселении, некогда богатом, многолюдном, перспективном,  70% пенсионеры. Да и те  только и мечтают о том, как переехать к детям, обосновавшимся в Саратове, Энгельсе, Москве.

Горестно рассказывает о родственных связях с близкими, оставшимися в Казахстане. Отмечает:

- Там я теперь чужой, даже для близких по крови родственников.  Российских казахов там теперь воспринимают как чужаков. И это несмотря на то, что я хорошо, с любовью говорю на казахском, люблю песни акынов. Меня все равно считают иностранцем, чужим. Почему так случилось? К чему приведет нас такая разделенность?

 

Ответы на эти и другие тревожные, берущие за душу вопросы, мы постараемся искать в наши следующие поездки.