Каждый день, с раннего утра мы попадаем в мир информационных систем. Информационное воздействие на наш мозг, на наше сознание мы зачастую не просто недооцениваем, а не замечаем или воспринимаем как некую установившуюся жизненную норму. На самом деле все совсем не так.
Об этом мы говорили на семинаре «Роль СМИ в информационном противодействии идеологии терроризма», проведенном 1 декабря в Саратовской государственной юридической академии.
Помнится, свое выступление я начал с необычного примера из практики моих бесед с пленными украинскими национал-социалистами из батальона «Айдар». Их пленили в августе 2014 года северо западнее Луганска. На мои вопросы они отвечали дерзко, скорее даже – нахально, перемешивая свою речь матерными эскападами. Я терпеливо слушал и угощал их сигаретами (кормили их сносно, не били, не наказывали, а вот сигаретами не баловали), надеясь пробудить в них нормальную человеческую реакцию. Не получилось. Вторая встреча состоялась два месяца спустя. Я ожидал тех же матерных выпадов, но был поражен – почти все айдаровцы превратились в нормальных, пусть капризных, раздражительных, но – людей, с которыми можно общаться. И все это – благодаря отсутствию «накачки» из мозгов дикими «майданными» национал-социалистическими идеями и формулами жизни. Удалось записать на видео их своеобразные определения жизненных критериев. Тогда я убедился, насколько велики, можно сказать - безграничны возможности современных информационных воздействий на психику человека.
Порадовала позиция ученых и педагогов Саратовской юридической академии, недавно созданного Координационного центра, призванного противодействовать идеологии экстремизма, межнациональным конфликтам. Очень яркими, насыщенными жизненными примерами были выступления министра информации и печати Бакал С.В., ее советников Близнюка В.В., Шугаева А.А. Словом, семинар состоялся и обозначил очередную веху в решении жизненно важных проблем нашего региона.
Доклад Зуева А.П.: Создание и практики применения учебных пособий по предотвращению распространения идеологии терроризма в регионе.
Создание и практики применения учебных пособий по предотвращению распространения идеологии терроризма в регионе.
В течение последних десятилетий Россия, как все постсоветское пространство переживает эпоху ренессанса национально-культурной идентичности. Возрождение национальных культур, развитие языков несет, как правило, позитивные начала, способствует возрождению народных обычаев, традиционных семейных ценностей. Однако, в некоторых случаях, особенно в приграничных регионах России возникают очаги межнациональной розни в результате попыток пропаганды радикальных идей, основанных на национальной исключительности. Такие попытки наблюдаются на Украине, в странах Закавказского региона, Казахстане, республиках центральной Азии, а в последние месяцы - в Белоруссии.
Актуальность нашему исследованию специфики и своеобразия складывающихся межнациональных отношений придаёт усиливающаяся волна межгосударственных (Армения и Азербайджан), межклановых (Киргизия), межэтнических (Казахстан), комбинированных межрегиональных и межнациональных (Украина) конфликтов, в основе своей проистекающих из попыток реализации концепции приоритета титульного этноса, отказа от курса на формирование гражданской нации и поворота к построению этнократических государств. Происходит бесповоротная смена дискурса в сторону глобального «национального ренессанса», реальные последствия которого крайне сложно предсказать В связи с этим Россия остается единственным на постсоветском пространстве государством, реализующим стратегию формирования нации-государства «российская нация» и гражданской идентичности наряду с укреплением национальной идентичности всех народов, населяющих государство.
Наши исследования межнациональных отношений в муниципальных образованиях Саратовской области ( 2018 - 20200 гг.) показали, что имеется прямая связь межэтнических конфликтов в странах СНГ, соседних государствах с межнациональными отношениями в нашем регионе. Более того, наблюдается экспорт националистических настроений из соседних государств в нашу общественную жизнь. Так, в соседнем Казахстане скандальную известность приобрел фильм «Зулмат. Геноцид в Казахстане», созданный известным тележурналистом Мамаем на средства государственного департамента США и фонда Сороса. На сегодняшний день только в yotube 650 000 просмотров.
Один из ведущих консультантов фильма, директор научно-образовательного центра изучения голодомора Людмила Гриневич (центр полностью финансируется на средства Государственного департамента США фонда Сороса) обеспечила радикальное русофобское звучание основного сюжета фильма. По примеру украинских националистических сил, развернувших антирусскую истерию на основе искаженной истории украинского «голодомора», создатели и спонсоры фильма стремятся перенести технологию украинского майдана на внутриполитическую ситуацию в Казахстане. У создателей и пропагандистов фильма и целого ряда публицистических видеоматериалов есть и дальний прицел - распространить «майданную» русофобскую идеологию и на казахов, граждан России, проживающих в приграничных с Казахстаном регионах (Астраханской, Волгоградской, Саратовской, Оренбургской и других областях России). Создатели фильма и ряда других видеоматериалов, пользуясь обширным инструментарием нейро-лингвистического программирования стремятся сформировать у обширной аудитории чувство обиды, неудовлетворенной мести за якобы целенаправленное массовое истребление казахского народа в
двадцатые и тридцатые годы прошлого века. Психологи называют это состояние фрустрацией.
Нами отмечено, что в последние годы резко возросла трансляция ложных представления о якобы дискриминации национальных меньшинств в регионах России. Все это происходит скрытно, в Интернет прорываются лишь горячие дискуссии на эту тему.
Результаты развития этих опасных тенденций налицо - в Казахстане наблюдается небывалый ранее рост националистических настроений, «прорывающийся» пока в виде организованных погромов дунган и курдов. На последних выборах президента Казахстана более 16% населения отдали голоса за оппозиционного лидера националистически ориентированной оппозиции. К сожалению, развитие вышеназванных явлений в молодежной среде протекает скрытно. Это показали наши полевые исследования (с выездом на место - в сельские поселения ряда Заволжских районов).
В процессе реализации предыдущего проекта мы провели научно-исследовательские работы, включающие «полевые» социологические, психолого-педагогические, исследования, а также исторические, демографические, социально-экономические аспекты развития межнациональных отношений в Перелюбском, Озинском, Ершовском, Деркачевском, Новоузенском, Александров-Гайском, Краснокутском, Ровенском районах Саратовской области.
Предварительные исследования показали рост межнациональных напряжений в нескольких районах Заволжья. Это отражено в представленном нами Докладе в Правительство Саратовской области. Мы предупредили об этом местные органы власти. В значительной мере благодаря этому конфликт в Деркачевском районе удалось локализовать. Благодаря своевременным действия полиции, органов власти, общественности удалось избежать разрастания конфликта.
В 2022 году команда проекта планирует выявить и научно обосновать закономерности, новые факторы, оказывающие влияние на развитие межнациональных отношений и разработать на этой основе психолого-педагогическую систему предотвращения конфликтов на этнической почве в муниципальных образованиях региона
Мы предложили разработку методик диагностирования, изучения предконфликтных ситуаций. Важное место должна занять профилактическая работа - проведение обучающих, просветительских семинаров, разработка и распространение психолого-педагогических материалов, учебных пособий. Особое место займет формирование российской гражданственности - краеугольный камень профилактической работы. Будет осуществляться установка внутренних барьеров с целью противодействия пропаганде идей ксенофобии , внедрения вредоносных, русофобских мифов о вине русского народа за голодомор, геноцид национальных меньшинств.
Важное значение имеет тот факт, что в течение 2020-2021 гг нами создано много информационных, психолого-педагогических материалов: 4 публицистических телевизионных фильма. Восемь книг -сборников рекомендаций, статей, публицистических материалов, сайт, насыщенный видеосюжетами, освещающими широкий спектр проблем в сфере межнационального сотрудничества и путей их решения в муниципальных образованиях. Особую роль призваны сыграть созданные командой проекта учебные пособия «Народы Саратовской области: потенциал развития», «Этническая карта Саратовской области», «Российская нация...» Важную роль в дальнейшем развитии работы по предотвращению конфликтов будет играть налаженное сотрудничество между целевыми группами: членами общественных, национально-культурных организаций, сотрудниками муниципальных органов власти, педагогами образовательных учреждений, сотрудниками библиотечной системы.
Созданные нами учебные пособия, публицистические фильмы позволят сформировать у учащейся молодежи устойчивые внутренние установки на межнациональное доверие и сотрудничества, превалирование чувства российской гражданственности над националистическими мотивами. Особо важным будет формирование устойчивой защиты от проникновения идей национального превосходства, установок «идей голодомора», русофобии, пропагандируемых через Интернет.