Сегодня дети – завтра уже молодежь следующего поколения. Каким будет состояние мира в будущем зависит именно от тех качеств, которыми будет обладать молодежь различных наций и государств, от поступков и поведения этой молодежи. По этому поводу существует очень точное и мудрое высказывание Платона: «Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни»[1].
Отсюда, можно отметить, что личные качества закладываются с детства и все знания, приобретенные каждым человеком на протяжении жизни, играют важную роль, как для отдельного человека, так и для общества в целом. В процессе написания данной статьи нами были изучены и проанализированы работы ряда авторов, что позволяет говорить о научных исследованиях, обосновывающих взаимосвязи между уровнем образованности молодежи и уровнем конфлитогенной напряженности, определенным сегментом которой являются межэтнические конфликты.
В современном мире есть проблемы говорить о которых очень трудно со взрослыми, не говоря уже о том, чтобы обсуждать их, с не имеющими жизненного опыта и знаний, молодыми людьми в частности, например, тема холокоста.
Безусловно, каждому возрасту доступен и понятен лишь определенный объем знаний и бессмысленно пугать молодёжь всеми ужасами нетерпимости, к сожалению, имевшей место в истории будь то: холокост, геноцид армян или депортация народов Крыма и Северного Кавказа, а также другие факты негуманного отношения к различным этносам.
Вся эта информация может лишь сильно напугать и травмировать неподготовленного человека и в будущем вряд ли этот человек захочет возвращаться когда-либо к таким воспоминаниям и тем более к обсуждению подобных тем. Но вместе с этим нельзя молчать и отдать забвению произошедшие трагические события. К сожалению, из-за такого молчания, в современном мире, повторяются случаи истребления целых народов, как во время холокоста. Поэтому важно боль о холокосте передать не только евреям, но и всем вне зависимости от принадлежности к определенной религии или этносу.
Это необходимо делать для того, чтобы молодое поколение имело знание и представление о том, что такое было и не раз с разными этносами (холокост, геноцид, депортация и прочее) и теоретически может произойти с любым народом. Ведь, даже сейчас, далеко не каждый, независимо от возраста и этнической принадлежности, сможет ответить на вопрос: «Что Вы знаете о холокосте евреев, геноциде армян, репрессированных народах СССР и прочих преступлений на основе межэтнической нетерпимости?».
Сегодня мы живем в условиях мультикультурного мира и нам важно знать, помнить, суметь сохранить свою исторически сложившуюся генетическую идентичность при этом уважая историю, культуру и память других этносов. Только так можно избежать многих этнических конфликтов современности.
В свою очередь, для того, чтобы уважать другую культуру и ее носителей, необходимо знать составляющие культуры своего этноса и одновременно при этом иметь представление об истории, традициях и культуре других этносов. Это знание особенно важно потому, что предыдущие поколения сумели сохранить и донести до нас информацию о том, к каким этносам относится каждый из нас, что в мире существует полиэтническое разнообразие, каждый этнос имеет право на существование — и всё это, несмотря на имевшие место трагические события в истории, как холокост и многие другие массовые истребления по этническому признаку. Поэтому сохранение, накопленного многими поколениями, этническо-исторической памяти может являться одним из методов профилактики и предотвращения конфронтации социума.
Сохранение исторической памяти отличных друг от друга этносов - это вовсе не призыв к проповедованию исключительности того или иного этноса, это законодательно закрепленное право, отраженное в нормативно-правовых актах большого количества современных государств. Так, например, в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», принятой указом Президента в 2012 году, указано, что основными вопросами государственной национальной политики Российской Федерации, требующими особого внимания государственных и муниципальных органов, являются: сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности, а также обеспечение прав коренных малочисленных народов[2].
В этих целях в современной России реализуются социальные проекты, направленные на знакомство с этническим и культурным многообразием страны. Например, в Калужской области существует самый большой в России этнографический парк, который представляет собой туристический кластер и одновременно культурно-образовательный центр, где у каждого посетителя появляется возможность «прожить» жизнь разных народов через ознакомление с их материальным и нематериальным наследием, понять культурные коды, приблизиться к пониманию единства в многообразии всех народов мира.
Интересен опыт Саратовской области, где создан парк-музей под открытым небом «Национальная деревня», здесь представлены подворья большей части этносов, проживающих на протяжении многих лет на территории области. «Национальная деревня» является важным составляющим в процессе толерантного воспитания подрастающего поколения.
Немаловажную роль играет, созданный в России более двадцати лет назад, Центр содействия межнациональному образованию, целями которого являются достижение межнационального согласия, обеспечение гармоничной взаимосвязи этнокультур, повышение интереса к изучению народов и культур полиэтнического мира.
Нами, с целью изучения уровня конфликтогенности в межэтнических отношениях на региональном уровне был проведен опрос. Он проводился среди различных возрастных групп, из которых можно выделить поколение современных двадцатилетних респондентов, их родителей и поколение их бабушек и дедушек («X, Y, Z - поколения»). Необходимо отметить, что опрос проводился среди респондентов, как имеющих еврейские корни различной степени, так и на тех, кто их не имеет. Одной из задач опроса являлось выявление процента людей, знающих о холокосте и антисемитизме, а также о методах профилактики межэтнических конфликтов в регионах.
Всего было опрошено анонимно более ста респондентов и основным вопросом исследования являлась тема холокоста. Так, на вопрос: «Знаете ли Вы о Холокосте?», ¾ опрошенных респондентов ответили «да, знаю», из них 74% в возрасте от 18 до 28 лет представляющие различные этносы. Таким образом, полученные, в ходе опроса, данные опровергли утверждения о том, что: «сегодня мало кто знает о холокосте».
Укажите, пожалуйста, возраст
Результаты опроса также показали, что для большинства опрошенных «антисемитизм» обозначает ненависть по отношению к евреям. 88% респондентов считают, что за последние несколько лет количество случаев антисемитизма уменьшилось. На вопрос: «Какие мероприятия проходят в Вашем регионе, направленные на борьбу с антисемитизмом? Перечислите их, указав (по возможности) кто был их организатором. Если такие мероприятия не проходят, тоже напишите об этом» - 97% ответили, что не знают о подобных мероприятиях и их организаторах.
Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод о том, что в регионах, жители которых стали респондентами, мероприятий и проектов, направленных на информирование об истории и культуре различных, проживающих в этих регионах этносов проводится недостаточно и есть необходимость активизировать работу с целью профилактики и предотвращения межэтнической напряженности.
Мы считаем, что одним из примеров реализации подобных мероприятий может стать наш проект под названием «КошерTime», получивший в начале 2018-го года поддержку Фонда «Генезис». Проект направлен на профилактику межэтнической напряженности в условиях этнокультурного многообразия проживающих на территории Саратовской области народов. Мероприятия открыты для всех и приглашаются в частности, на кулинарные мастер-классы представители разных этносов и конфессий. Участие в проекте позволяет узнать больше о традиционной еврейской кухне, дает возможность попрактиковаться в кулинарии в окружении друзей и приобретать новые знания и знакомства. Итогом каждого мастер-класса становится совместная дегустация приготовленных блюд. В рамках проекта предусмотрены также встречи с интересными людьми Саратовской области. Посетить кулинарные мастер-классы предпочтительно всей семьёй, что позволит собраться вместе в выходной день представителям разных поколений за приготовлением и дегустацией различных блюд. Что соответствует основной цели проекта - сплочение представителей разных поколений и этносов.
Наш проект направлен на предотвращение межэтнической напряженности, что актуально для полиэтнических регионов России. Презентацию проекта посетили представители армянской, татарской и многих других национальных общин Саратовской области, что показывает наличие заинтересованности в реализации таких проектов у различных этносов на уровне региона и мы приглашаем всех, вне зависимости от этнической и конфессиональной принадлежности, провести воскресный выходной в дружественной и толерантной атмосфере.
Резюмируя, мы можем отметить, что совместные мероприятия, изученные и предложенные нами, позволяют укреплять взаимоотношения различных возрастных групп и этносов и способствуют профилактике межэтнических отношений в рамках региона.
Вест А. А. Амбарян А.В.
Вест Анна Александровна, студент 4-го курса направления обучения «Конфликтология»,
Амбарян Амбарцум Владимирович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории государства, права и международных отношений ПИУ (ф) РАНХИГС.
[1] Платон. Государство. Интернет-ресурс: http://gumer.info/ .
[2] «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» - Источник: официальный интернет-ресурс http://base.garant.ru/70284810/ .