Герб Саратовской области

Сайт создан с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

Телефон горячей линии по вопросам миграции – 8 (845-2) 52-05-93

Аналитика

Александру Андреевичу Проханову – 80 лет!

А. А. Проханов   — выдающийся русский  писатель, публицист, политический и общественный деятель. Член секретариата Союза писателей России, главный редактор газеты «Завтра». Председатель и один из учредителей Изборского клуба. Вся деятельность Поволжского отделения Изборского клуба базируется на идеях Александра Андреевича, на его  примере беззаветного служения нашей Родине.

В эти дни Александру Андреевичу Проханова исполняется 80 лет. Он родился в   далеком, ныне заграничном Тбилиси, ушедшем из русско-российского мира. Все свои сознательные годы он посвятил служению России. Духовные уроки его романов, повестей, сила передовиц газет  «День», «Завтра»,  страстная публицистка не раз освещали новым светом  нравственную картину России, не раз становились важнейшим центром силы в противостоянии  упадку и разложению.

Его творения стали настоящим символом сохранения России, защиты от нападений на  основы российской литературы.  Герои  произведений Проханова  – непокоренные, не поддавшиеся искушению  сатанинского культа денег, служили и служат основой, прочной ячейкой фундамента  всего здания российской государственности, подвергшегося смертельным опасностям и до сих  переживающего последствия тяжелейшего в российской истории разлома.

Александр Андреевич – потомок таких же непокорных людей, не научившихся угодничать, быть холопами. Его предки, христиане-молокане были высланы в Закавказье по указу Екатерины. Власть не могла терпеть их независимый свободолюбивый дух. Между прочим, предки Александра Андреевича жили в Саратовской и Тамбовской губерниях. Об этих корнях с благодарностью не раз вспоминал и сам писатель

С юных лет Александр Проханов в поиске своего предназначения. Получил инженерное образование, окончив знаменитый Московский Авиационный институт. Наверняка преуспел бы в авиастроении, поскольку показал незаурядные инженерные способности. Но нашел себя в литературном творчестве, став членом Союза писателей в далеком 1972 году. Не случайным стало название его первого романа «Иду в путь мой», написанного в 1971 году.

Его герои – русские люди, решившиеся на жертву во имя Родины, во имя  своих идеалов, пришедших  вместе с крепкой генной памятью, могучей и непобедимой. Когда жертва потребовалась ни у кого из них не было колебаний. Политолог Аввакумов, прапорщик Кологривко, тысячи безымянных героев, положивших жизни на алтарь служения Отчизне – все они для Александра Андреевича не просто персонажи увлекательных сюжетов,  а  живые люди,  сознательно выбравшие тяжелый и опасный жизненный путь.

В начале девяностых  А. Проханов  написал ряд романов, отражающих неразрешимые противоречия  ельцинской эпохи, показывающие нравственное падение правящей элиты.  Автор сложил их в серию «Семикнижие».  Венцом этой серии стал роман  «Господин Гексоген», созданный уже в начале 2000-х.  Роман стал бестселлером не только в России, но и в ряде стран мира.

В 2012 году Александр Андреевич, сплотив вокруг газеты «Завтра» представителей «красного» и «белого» патриотизма, создал Изборский клуб, превратившийся в короткое время в мощную политическую силу. В книге «Поступь Русской Победы» (2012) были представлены итоги долгих поисков идеи Пятой Империи как идеологии будущего.

Поволжское отделение Изборского клуба связало воедино интеллектуальный потенциал нашего региона. Все мы уверены в возрождении великой российской цивилизации и неизбежном духовном лидерстве русского мира. Мы считаем, что в девяностые годы Россия пережила разгром образования, подавление духовных институтов.  Наше отделение стремится превратить Поволжское отделение клуба в центр   восстановления исторической  правды,  инициировать становление честной и справедливой научной гуманитарной экспертизы  состояния и перспектив развития  региона и государства  Российского.

А. Проханов по нашим представлениям – провидец, представляющий историю  России с неожиданных и одновременно –  светоносных позиций, ослепительным лучом пронзающих наносы лжи и  позорных мифов. Он убедительно  сформулировал закономерности особого развития   Отчизны и ее предназначения:

- Мы вышли из Великой Отечественной войны народом – великаном. Это понимаешь, видишь воочию, идя по  Мамаеву кургану, созерцая скульптуры Вучетича.

А после   девяностых годов прошлого века года мы превратились  в народ-лилипут

 И сегодня задача политиков, мыслителей, государственных деятелей, патриотов   вновь выращивать народ-великан.  Что бы ни говорили по поводу сегодняшних наших бед я вижу как мы вновь набираем рост.  И мы уже не   народ-лилипут

Наконец, Проханов выводит важнейшую закономерность:

- Российская история – это таинственная синусоида, по которой   развивается  наша государственность.   Вначале она взлетает ввысь, достигая невероятной красоты и цветения. Храмы, победы, мыслители…  А потом мы падаем в  пропасть, в черную дыру.  Да так падаем, что кажется из этой черной дыры нет выхода.

 Из этих черных дыр другие народы не поднимаются. Они исчезают. А Россия  опять   вставала из этих черных дыр и опять превращалась в великую державу. И так было 4 раза.   Сейчас происходит пятое возрождение после черной дыры девяностых.  И   это возрождение конечно же связано с человеческими усилиями, с лидерами, с главным лидером, писателями, народом. Но у меня есть подозрение, что этот пасхальный смысл русской истории:  торжество- смерть - голгофа,  опять торжество, опять цветение, воскресение, этот  таинственный русский исторический путь   создает государство, которое сильнее любых человеческих усилий. Я верю – что бы  там ни случилось – Россия будет возрождаться.  И не Путин строит Россию, а Россия строит Путина.

 Я следил за его диспозицией, как он себя представлял  на протяжении всех лет своего правления. Он начал с утверждения, что он - менеджер, что  свершит свое управленческое дело и уйдет как менеджер.  После второго срока, когда он собирался передать управление в руки Медведева, говорил, что он раб на галерах. Он так изнурился, так устал…

А  на третий свой срок, когда,  во время дискуссии  на Валдайском клубе, я  спросил у него: «А что для Вас проект «Россия»?  Он ответил, что  Россия  не проект,  а судьба. Он отождествил себя с Россией. Она погибнет  и он погибнет. Она вырастет и расцветет – и он вместе с ней достигнет вселенской славы и красоты…

Аяцков Д.Ф.,
председатель Поволжского отделения Изборского  клуба, доктор исторических наук, профессор

Зуев А.П.,
ответственный секретарь ПО Изборского клуба

 

О знаменательной дате в истории русского национального движения

Александру Андреевичу Проханову – 80 лет! Безусловно, выдающаяся историческая роль А.А. Проханова заключается в успешной попытке объединения русских национально-патриотических государственнических интеллектуальных сил в России. Начало общерусским организациям и движениям, отстаивающим национальные интересы России обычно связывают с основанием в 1965 году Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК)[i], духовными вдохновителями которого были выдающиеся историк академик Б.А. Рыбаков и физико-химик академик И.В. Петрянов-Соколов, знаменитые художники П.Д. Корин и И.С. Глазунов, известные писатели Л.М. Леонов, В.А. Солоухин и В.Д. Иванов, и созданием в 1968 г.  в его составе на базе секции по комплексному изучению русской истории и культуры «Русского клуба», объединявшего многих представителей русской интеллигенции: писателей А.И. Байгушева, О.В. Волкова, Д.А. Жукова, В.А. Чивилихина, поэтов С.Ю. Куняева, Г.В. Серебрякова, В.В. Сорокина, историков-писателей В.Д. Иванова, В.В. Кожинова, С.Н. Семанова, Ю.Л. Прокушева (директора издательства «Современник») и многих других.

Объективно к русскому национальному движению можно причислить многих выдающихся писателей, возродивших давнюю традицию патриотизма и в своих произведениях прославлявших духовную природу русского человека, взывавших к вечным ценностям России и православия, писавших о величии русской истории. В их числе М.А. Шолохов, Ф.А. Абрамов, В.И. Белов, В.П. Астафьев, В.Г. Распутин. Растущее влияние в советском обществе русского национального движения заставило власти в начале 1980-х гг. перейти к радикальным репрессивным мерам. Известно, что Ю.В. Андропов считал наиболее опасными для советского строя не диссидентов, а «русистов».  В результате с поста главного редактора «Человек и закон» был уволен С.Н. Семанов, арестован публицист А.М. Иванов, разгромлены редакции журналов «Наш современник» и «Волга». В 1984 г. ВООПИК был лишен права вести самостоятельную работу по пропаганде знаний, она была передана обществу «Знание». Русская «партия» в СССР так и не была создана.

Западническое направление диссидентского движение к этому времени приобрело ярко выраженные черты антикоммунизма и антисоветизма. В конце 1980-х гг., объединившись с партийно-советской и национально-республиканскими элитами, диссиденты-западники выступили одной из движущих сил Августовской революции, в результате которой Советский Союз прекратил свое существование, Россия превратилась в сырьевой придаток Запада, а русский народ потерпел этническую катастрофу.   Известные в прошлом диссиденты А.Д. Сахаров, С.А. Ковалев, Р.И. Пименов, М.М. Молоствов и другие были избраны народными депутатами. С.И. Ковалев в 1993–1996 гг. был членом Президентского совета, уполномоченным Государственной Думы по правам человека.

 Идеология западнического направления диссидентства стала идеологией либеральной власти 1990-х – начального десятилетия 2000-х гг. О русской истории академик А.Д. Сахаров писал, что она «полна ужасного насилия, чудовищных преступлений», выступал против постановки темы о страданиях и жертвах русского народа, которые выпали на его долю в истории, а насильственную депортацию, геноцид и подавление национальной культуры считал «привилегией именно нерусских». Академик А.Д. Сахаров был убежден, что «существующий в России веками рабский, холопский дух, сочетающийся с презрением к иноземцам и иноверцам» – «величайшая беда». Свободный выезд из своей собственной страны он считал самым главным демократическим правом ее граждан.

 Патриотическая идея как мировоззрение защиты национальных интересов Российского государства и русского народа после развала СССР в 1991 г. оказалась в крайне сложном положении. Собственно, с точки зрения господствующей идеологии само российское государство и его история оказывались ненужными. Нужно выбросить историю «тысячелетней державы Российской» и «жить заново, набело», торжествовала В.И. Новодворская[ii]. Г.В. Старовойтова полагала, что народы бывшего СССР окажутся «в новой конфедерации, какая создается в Европе», после того, как все они переживут неизбежный «этап полных суверенитетов»[iii]. О вхождении постсоветских государств в Европейский Союз мечтал А.А. Собчак[iv]. Одним словом, «старая-новая» элита занялась поиском кратчайших путей и возможностей скорейшего своего вхождения в мировую, то есть западноевропейскую, цивилизацию.

В этих условиях патриотическая идея приобретала программный характер спасения Отечества и русского и российских народов от полного исчезновения. По мнению известного современного критика и публициста В.Г. Бондаренко современное патриотическое движение неоднородно и имеет три «лика». «Красный патриотизм» характерен приверженностью советским традициям, он присущ М. Алексееву, Ю. Бондареву, С. Бондарчуку, В. Ганичеву, Н. Губенко, А. Зиновьеву, Ф. Кузнецову, Э. Лимонову. «Белый лик патриотизма» объединил художников и писателей православно-монархического склада: В. Астафьева, И. Глазунова, Н. Михалкова, А. Солженицына, В. Солоухина, И. Шафаревича.  «Русский лик патриотизма» представлен именами А. Балабанова, В. Белова, Н. Бурляева, Л. Гумилева, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (И. Снычева), В. Кожинова, С. Куняева, В. Распутина, Н. Рубцова, В. Шукшина, мировоззрение которых выходит за рамки «красного» и «белого» патриотизма [v].

Безусловно, одним из наиболее выдающихся и оригинальных представителей современной русской патриотической мысли является Александр Андреевич Проханов. На наш взгляд, бытующее причисление его к «красному лику патриотизма» обедняет наше представление о глубине и своеобразии взглядов писателя и общественного деятеля. Александр Андреевич как никто другой соответствует высокому предназначению быть патриотом, это врожденное, воспитанное и выстраданное свойство его характера, по справедливому суждению А.И. Солженицына, можно определить как «цельное и настойчивое чувство любви к своей нации со служением ей не угодливым, не поддержкою несправедливых ее притязаний, а откровенным в оценке пороков, грехов и в раскаянии за них» [vi]. А.А. Проханов во всех своих трудах и всей своей деятельностью доказывал, что  на «такой патриотизм имеет право любая нация, и русские – никак не меньше других».

Именно здравость и разумность, логичность и доказательность, академическая уверенность и поэтическая эмоциональность Александра Андреевича в определении и защите русского патриотизма приводит в замешательство его оппонентов, «допускающих», что патриотизм на окраинах империи можно считать «прогрессивным», а русский патриотизм – «реакционным», «причисляющих» русских патриотов к фашистам, называющих их «шовинистами». Подвижничество писателя и общественного деятеля не в восхвалении и бездумной апологетике народа, плотью и кровью которого он является, а в исследовании современного состояния русских, характеризуемого как «этническая катастрофа». Новаторство А.А. Проханова состоит в том, что задолго до А.И. Солженицына, после возвращения из Америки обратившего внимание на «сегодняшнюю аморфность русского национального сознания», на «серое равнодушие к своей национальной принадлежности и еще большее равнодушие к соотечественникам, попавшим в беду»[vii], всем своим творчеством взывал к «внутреннему» врагу, а не к внешнему, в пошатнувшихся нравственных устоях народа видел первопричину экономических и общественных катаклизмов.

Чаще всего А.А. Проханова причисляют к числу тех,  кто не мыслит для России и русских никакого иного будущего кроме как имперского[viii]. Это действительно так, Александр Андреевич убежден, что имперское мироощущение для русского сознания важно в той же степени, как и стремление воплотить Царство Божье на Земле. Можно дискутировать с предложенной им периодизацией русской истории в виде «четырех империй» (Киево-Новгородская Русь, Московское царство, Российская империя, Советская (Сталинская) империя), спорить о «Пятой (современной российской) империи», но не признавать того, что негативизм к имперским взглядам Проханова – всего лишь проявление научной некомпетентности и либерального «воображения» об «империи зла», невозможно. Не случайно,  культовый американский ученый и политик Зб. Бжезинский в 1993 г. признался, что «его страна тоже, по сути дела, является империей, но исключительно нового типа и “чертовски удачливой”»[ix]

Серьезные же отечественные исследователи давно определяют империю как «форму геополитической организации социального пространства, основанного на наднациональной, надгосударственной (полинациональной, полигосударственной) структуре власти и управления», и полагают, что политика всякой большой нации «великодержавна», будь то «политика России», «политика Советского Союза, Англии и Франции как метрополий», «великодержавна политика и Соединенных Штатов»[x].  

«Имперская» концепция А.А. Проханова находится в полном соответствии не только с выводами большинства ученых, но и с творимой на наших глазах историей: единство и равновесие будущей мировой цивилизации будут удерживать 4–5 геополитических, этноконфессиональных центра-империи, среди которых, безусловно, окажется и Россия[xi]. Сама же Россия, по мнению А.А. Проханова, останется «империей» – «многоэтничным государством», основой которого станет отлаженная веками мирного и доверительного этноконфессионального сотрудничества  система отношений русского и других российских народов.

 Вряд ли всерьез стоит воспринимать «обвинения» либо «злорадство» по поводу якобы  «эволюции» взглядов А.А. Проханова. Мол, от «Господина Гексогена» до признания 2014 г. о переживаемом «периоде мощного исторического творчества, когда вновь создается государство Россия» прошло чуть более 10 лет, а оценки радикально поменялись… На самом деле ничего удивительного нет, никогда «перевертышем» этот исторический деятель не был и мировоззрения своего не менял. Одним из первых осознал роль нарождающегося «путинизма», как идеологии восстановления национального суверенитета Российского государства и величия родного Отечества, и встал, как обычно делал и ранее, на защиту Великой идеи, которой служит всю жизнь. Тем более, что еще в 2012 г. ради реализации этой идеи и был создан Изборский клуб, который Александр Андреевич и возглавил.

Клуб интеллектуалов, объединенных верой в возможность возрождения великой российской цивилизации и неизбежное духовное лидерство русского мира, является вершиной подвижнической деятельности Александра Андреевича Проханова. В условиях тотального подавления духовных институтов в современной России, разгрома образовательных систем, превращения Академии наук в клуб по интересам, издевательства над университетами Изборский клуб стал центром научной гуманитарной экспертизы современного состояния и перспектив развития Российского государства и русского народа. Клуб стремительно превращается в патриотическое движение русской и российской интеллектуальной элиты, объединенной болью за Отчизну и одержимой идеей ее выздоровления


[i]См.: Вдовин А.И. «Русский клуб» и «Русская партия». Из истории общественно-политической борьбы в СССР в 1960—1980-е гг. URL: http://www.portal-slovo.ru/history/40361.php.

[ii]Новодворская В. Еврейское неверие мое // Огонек. 1993. № 13. С. 19; Она же. О, Запад есть Запад! // Московская правда. 1993. 13 февраля. С. 5.

[iii]Цит. по: Зиновьева А. Наша «железная леди» любит сладкое. Г. Старовойтова: Анфас и в профиль // ЛГ-Досье. 1992. № 2. С. 18.

[iv]Мякшев А.П. Власть и национальный вопрос. Межнациональные отношения и Совет Национальностей Верховного Совета СССР (1945-1991). Саратов, 2004. С. 344.

[v]Бондаренко В. Г. Красный лик патриотизма. М., 2002; Он же. Пламенные реакционеры. Три лика русского патриотизма. М., 2003; Он же. Белый лик патриотизма. М., 2003.

[vi]Солженицын А. И. Раскаяние и самоограничение [1973] // Из-под глыб: Сборник статей. М., 1992. С. 101.

[vii]Солженицын А. И. «Русский вопрос» к концу ХХ века. М., 1995. С. 103.

[viii]См.: Проханов А. А. Симфония «Пятой империи»: Имперская кристаллография. М., 2006, 2007; Его же. Хождение в огонь. Путешествие по собственной жизни. М., 2011; Его же. Русский. М., 2011 и др.

[ix]Цит. по: Козлов С. Збигнев Бжезинский в Алма-Ате: Предсказатель конца коммунизма остался доволен визитом // Независимая газета. 1993. 11 декабря. С. 3; см. также: Бжезинский З. Россия – это клиент // Диалог. 1994. № 11. С. 4-5.

[x]Национализм: теория и практика. М., 1994.

[xi]Поздняков Э. А. Нация, национализм, политика // Национализм: Теория и практика. М., 1994. С. 77; Россия сегодня: Реальный шанс. М., 1994. С. 101.

Мякшев Анатолий Павлович, доктор исторических наук, профессор кафедры Отечественной истории и историографии СГУ имени Н.Г. Чернышевского, автор свыше 100 научных трудов по истории и теории межнациональных отношений в СССР и России, в том числе монографий: «Власть и национальный вопрос: Межнациональные отношения и Совет Национальностей Верховного Совета СССР (1945-1991)» (Саратов, Изд-во Сарат. ун-та 2004. 364 с.); «Межнациональные отношения в СССР (1945–1985 годы): от общей Победы к кризису межэтнического доверия» (Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2017. 196 с.); учебного пособия «Власть и национальный вопрос в новейшей истории России. XX – начало XXI века» (Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2015. 128 с.)