Аяцков Дмитрий Федорович, председатель Саратовского регионального отделения Изборского клуба:
«Изборскому клубу исполняется 10 лет!
В далеком 2012 году частички русской земли с берегов Северного ледовитого океана, Черного моря, с Севастополя, Донбасса, Саратова, других регионов нашей страны доставлялись в Изборск и ссыпались на священный холм, символизирующий собирание Земли Русской.
Уже 10 лет Изборским клубом бессменно руководит Александр Андреевич Проханов, писатель, политик, патриот России. Он неоднократно бывал у нас в Саратове. Под его руководством мы проводили заседания Изборского клуба на Соколовой горе. Мы продолжаем эту работу. Вот только что из Москвы, с заседания клуба прибыл Всеволод Хаценко. Он там выступил с докладом на очередном заседании клуба.
Членов Изборского клуба не так много – около 60 человек. Многих из них все вы ежедневно видите на телевизионных экранах: они выступают в качестве экспертов, просветителей. Все они говорят о насущных проблемах с позиций защиты и укрепления нашего государства. Такова главная цель нашего регионального отделения Изборского клуба!
Мы не собирались достаточно долгое время в связи с антиковидными ограничениями. Но, тем не менее, члены нашего отделения Изборского клуба продолжали свою масштабную деятельность. Помощь Донбассу оказывали Зуев Александр Пулатович и Авезниязов Сергей Климентьевич. Они часто там бывали, оказывали гуманитарную помощь и не только. Теперь мы проводим более масштабную работу в этом направлении.»
15 сентября состоялось юбилейное, посвященное 10-летию со дня основания Изборского клуба. В начале заседания член Изборского клуба и бессменный руководитель его Саратовского регионального отделения, известный российский политик Дмитрий Федорович Аяцков отметил, что ровно десять лет назад, в сентябре 2012 г. большой группой российских политиков, общественных деятелей, учёных был создан Изборский клуб во главе с выдающимся русским писателем и общественным деятелем А.А. Прохановым. Одним из исполнительных секретарей стал видный философ, один из создателей «Русской доктрины» В.В. Аверьянов. Клуб объединил, заявил Д.Ф. Аяцков, истинных государственников и настоящих патриотов. В течении этих десяти лет, продолжил Дмитрий Фёдорович, Изборский клуб был, пожалуй, единственным и самым решительным противником либеральной идеологии, победившей после распада единого государства и господствовавшей в России. Интеллектуалы Изборского клуба создали идеологические модели Русского мира, Пятой империи, Идеологии Победы, Идеологии Русской мечты. Самой значимым завоеванием Клуба, подчеркнул председатель Саратовского отделения Клуба, стала разработка, внедрение в идеологическую практику и популяризация Русской доктрины. Саратовское региональное отделение за время своей деятельности превратилось в дискуссионную площадку для экспертов государственнического, патриотического толка. Побывав на одном из заседаний Саратовского отделения член Изборского клуба философ В.М. Коровин с изумлением воскликнул: «Интеллектуальная жизнь в провинции не уничтожена, она существует!». Не случайно, «донбасская повестка» в деятельности Клуба присутствовала с 2014 г., с самого начала Русской весны. Дмитрий Федорович поздравил Саратовское региональное отделение Изборского клуба с 10-летним юбилеем и вручил наиболее активным его членам благодарственные письма.
О рождении под эгидой Изборского клуба Общероссийского общественного движения «Русская мечта» рассказал новый член Саратовского Регионального отделения Изборского клуба, член движения «Русская Мечта» Всеволод Васильевич Хаценко. Он сообщил, что от Саратовской области в состав движения «Русская мечта» вошёл также Вячеслав Анатольевич Максюта. Всеволод Васильевич на учредительных мероприятиях «Русской мечты», состоявшихся 26-27 мая 2022 в Севастополе им был презентован проект «Драгоценное наследие», инициированный Благотворительным фондом «Хранители»: проведение серии культурных субботников на объектах культурного наследия региона, создание видеороликов по истории культурного наследия Саратовского края. В.В. Хаценко рассказал об итогах работы Круглого стола, который состоялся 9 сентября на площадке Изборского клуба в Москве. Особое внимание было обращено на выступление А.А. Проханова, который познакомил новых членов Изборского клуба – членов движения «Русская мечта» с семью кодами Русского мира: взыскание мечты (русская природа мечты); священный труд; код русского воскрешения (воскресительный код); код русского чуда; код общего дела; оборонное сознание; код русской всемирности. На этом форуме Всеволод Васильевич поделился опытом своей волонтёрской работы на Донбассе, а также рассказал о проекте передвижной интерактивной выставочной экспозиции «Едины духом», включающей в себя серию мероприятий, направленных на ознакомление с русской культурой, а также укрепление чувства сопричастности с культурно-историческими традициями России у жителей Луганской Народной Республики. Хаценко рассказал также о работе Дискуссионного клуба имени Владимира Ивановича Вернадского, созданного на площадке Областной универсальной научной библиотеки. В центре внимания Клуба – изучение и популяризация наследия великого русского ученого и его это учения о ноосфере.
Горячую дискуссию вызвал доклад заместителя председателя Саратовского регионального отделения Изборского клуба профессора А.П. Мякшева. По его мнению, в сегодняшнем обществе царят два настроения: во-первых, непонимание происходящего и ожидание позитивных изменений; во-вторых, неприятие происходящего и ожидание негативных изменений. Небольшая часть общества, трактующая происходящее, как закономерное и неизбежное противостояние (прокси-война, столкновение цивилизаций, экзистенциональное противоборство) России с Западом пока реально на происходящее не оказывает какого-либо влияния. Происходящее сегодня напомнило Мякшеву картину советского прошлого рубежа 1920 – 1930- х гг., когда Запад осознал, что социалистический эксперимент всерьёз и надолго, и принял решение уничтожить его военной силой. Усилиями американских корпораций германский нацизм был приведен к власти. Советское руководство еще в конце 1920-х гг. устами Сталина констатировало намерение Запада уничтожить страну и народ: «порохом тянет со всех границ». Приход Гитлера в январе 1933 г. к власти означал: Запад готов сломать старую геополитическую «расстановку», Версальско-Вашингтонскую систему, а свою гегемонию установить на развалинах СССР. Январь 1933 года «грозил» будущим декабрём 1991 года. У советского народа оставалось на подготовку отражения натиска объединенного Запада всего лишь чуть более восьми лет. За эти две неполные пятилетки удалось ввести в действие мобилизационный проект: создать вторую в мире по масштабам экономику, производящую всё то, что производилось тогда в странах Европы и США, внедрить семилетку, реабилитировать истфаки и русскую историю, заложить фундамент новой исторической общности – советского народа, окончательно отказаться от идеи мировой революции, заменив её патриотической идеологией с национал-большевистской риторикой. Запад потерпел поражение и возникла советская супердержава – вершина российской цивилизации и кульминационный пик русской истории. Когда русское торжество и величие достигло космических масштабов, Запад понял, что разрушить российскую цивилизацию невозможно без взрыва государственного здания изнутри: позднесоветские элиты отказались от идеи социальной справедливости во имя попытки создать в СССР общество потребления – аналог западному «обществу благоденствия». Удача улыбнулась Западу в 1991 г. Всё постсоветское пространство погрузилось в доиндустриальную стадию развития, большая Россия устремилась из якобы «исторического тупика» на якобы магистральный «образцовый» путь, по которому торжественно маршировал теперь уже «глобальный» Запад.
По мнению А.П. Мякшева исторический выбор 1991 г. был прямо противоположен победоносному выбору 1933 г.: вместо инновационной экономики – деиндустриализация; вместо семилетки, заложившей фундамент лучшей в мире системы образования – Болонский процесс, ЕГЭ, интеллектуальная деградация; вместо патриотической идеологии – стыдливое игнорирование этнической дезинтеграции русского этноса; вместо приоритетного статуса триумфальной русской истории – забвение исторической памяти и переформатирование исторического сознания. Запад-«гегемон», уверовавший в «конец истории», даже легкомысленно позволил большой России сохранить ядерный статус. Может быть, ядерное «расползание» его, Запад, страшило больше, или заверения Ельцина о том, что «империя зла разрушена до основания», убедили его, Запад, в «завершении» русской истории?
Решение февраля 2022 г., отметил докладчик, пока не «проявляется» в общественном сознании как бесповоротное. Сделать это решение исторически безальтернативным, на взгляд историка, может обращение к историческому опыту 1930-х гг.: немедленно начать реализовывать мобилизационный проект, а для этого осуществить радикальный идеологический поворот: заявить о нелигитимности роспуска единого советского государства, положить конец спорам о сущности «российского имперства», объяснив «борцам» с «русским колониализмом», что весь их «суверенитет» вкупе с городами, атомными электростанциями, заводами был построен в рамках уникальной социально-политической, этноконфессиональной исторической общности – советский народ. Необходимо реанимировать патриотическую идеологию Русского мира на том простом основании, что именно эта идеология вызывает ярость, страх и панику наших врагов. Еще и потому, что доблестный русский воин должен знать не только против кого, но и за что он воюет на Украине! Тезис о «вине Ленина, отдавшего Донбасс Украине» заменить признанием «виртуозности» большевиков, сумевших за пятилетку объединить распавшуюся Российскую империю оригинальным «завлекающим» методом – предоставлением реальной культурной автономии и коренизацией аппарата. А ошибка Ленина была и заключалась она всего лишь в недоверии Сталину, предлагавшему решить национальный вопрос окончательно и бесповоротно – предоставить эту самую культурную автономию в рамках Российской социалистической федерации. Русофобию необходимо на законодательном уровне приравнять к пропаганде геноцида русских, а российскую нацию объявить состоявшимся историческим субъектом. В заключении Анатолий Павлович призвал незамедлительно реформировать всю систему преподавания отечественной истории в школе и вузе, с горечью признав недопустимым при подготовке «учителя обществознания» сводить весь курс истории России с древнейших времен до наших дней к 16 занятиям с зачетом в первом семестре.
В заключении состоялась презентация очередного фильма писателя и общественного деятеля, ответственного секретаря Поволжского отделения Изборского клуба Александра Пулатовича Зуева о героическом Донбассе. Демонстрацию предварила краткая аннотация автора.
Специальная военная операция на Украине - событие многогранное и очень сложное. При этом невозможно применение какой-то единой формулы происходящего. Например, чрезвычайно вредным является тенденция найти виновных в длительности военных действий и охвате территорий. Приводится множество примеров и аналогий с событиями Великой Отечественной и Второй мировой войн. С одной стороны, ситуация внешне очень схожа с той, которая сложилась летом 1941 года. Тогда еще не пришло осознание того, что мы воюем со всей Европой от Северного ледовитого Океана, от Балтики до Черного моря. Сегодня это осознание есть, но практические меры принимаются с некоторым опозданием. В целом факторов, сходных по своему внешнему виду и внутреннему содержанию очень много. При всей внешней схожести разница в историческом контексте очень велика.
Главный фактор - критически опасное развитие нацизма на Украине. И как бы не старалась скрыть этот фактор вся могучая информационная система запада, это им не удается в полной мере. Остановимся на реакции жителей Донбасса. Она однозначно говорит о том, что жители
Донбасса, а также Херсона и Запорожья категорические не желают жить в таком государстве, как Украине с радикальной националистической идеологией, государстве, построенном на страхе и ненависти. При этом стоит отметить, что сейчас, несомненно, важнее победить именно здесь, именного на этом важнейшем секторе гибридной войны. Именно здесь, на этой основе, можно составить прогноз, а соответственно – долгосрочную программу действий в рамках специальной военной операции. Этой задаче и посвящен наш фильм, построенный на беседах о самом главном с жителями Донбасса.
Кильченко О.Н.
Ведущая программ ГУП ДНР «Первый Республиканский Канал Донецкой Народной Республики»
О Русском Донбассе замолвите слово!
Недавно меня спросили: готов ли Донбасс к тому, чтобы стать частью России, Русского мира? Я с трудом поборола первый порыв ответить: "Конечно, да!" Мне показалось, что такой ответ ничего не объяснит спросившему, а объяснить очень хочется, причем так, чтобы поняли.
Я не политолог, не историк, не общественный деятель, но как человек, родившийся и выросший в Донецке, готова поделиться своим мнением, своей историей. Большое, как говорится, видится на расстоянии, а война, на самом деле, показала, сколько у нас друзей, есть ли родственники, и, в конечном счёте, кто мы и что для нас значит такое простое слово «родина»?
Общеизвестно, что Донбасс начал формироваться как индустриальный регион. Его быстрому заселению способствовала стремительно развивающаяся промышленность. Тяжёлые условия труда не пугали вчерашних крестьян, которые приезжали сюда в поисках лучшей жизни. Свободолюбие, предприимчивость, сила духа и характера – вот основные черты новоиспечённых донбассовцев. Для них донецкий край становился второй родиной, отсюда, видимо, истоки именно «регионального» патриотизма.
В 70-е годы прошлого века из Саратовской области в этот шахтёрский край переехала и моя семья. Я – дончанка в первом поколении. Естественно, что говорили мы на русском языке. Украинский я начала изучать во 2 классе школы, сдавала выпускные экзамены, украинский язык и литература преподавались в педагогическом училище, где я продолжила обучение. В 1997-м году моё решение поступить на русское отделение филологического факультета Донецкого университета выглядело, мягко скажем, странно, ведь в стране резко сокращалось количество студентов этих направлений, в школах сворачивалась программа, учителя русского языка оставались без работы. Люди перестраивались, говорящие и думающие на русском языке, шли на украинский филфак. Потом в откровенных разговорах признавались, что учить детей просто нечему…Программа по украинской литературе наскоро «лепилась» из кого попало по принципу: если кто-то из дальних родственников когда-то жил на Украине, то это уже украинский писатель или поэт. «Стыдно в глаза детям смотреть после прочтения этой литературы», - говорила моя коллега, преподаватель украинского языка. Обучаясь в университете заочно, я работала учителем начальных классов. Как раз в это время шёл набор в украиноязычные классы, шёл, нужно сказать, с огромным трудом: люди просто не хотели отдавать в эти классы детей, а учителя работать. Но приказы выполнялись, педагоги назначались, родителей уговаривали, обнадёживая не радужной для всех перспективой: «Скоро всё будет на украинском!». Звучало как угроза. По факту- в моём классе обучались 34 ребёнка, в единственном украиноязычном – 9.
В 2006-м, когда пришло время моей дочери идти в первый класс, оказалось, что ближайшая к нам школа вдруг(!) стала совершенно украиноязычной, без единого русскоязычного класса. Обращения в районный отдел образования (по многочисленным личным просьбам учителей) ничего не дали. И вновь пришлось смириться: в ходу была фраза «говори на языке страны, в которой живёшь». Дети привыкли, что один язык для школы, а другой- для жизни. За тем, чтобы ученики даже на перемене и в столовой говорили на «мове», даже пытались следить, но тут учителя попадали в ловушку: приходилось и за собой следить тоже.
В условиях вынужденного «двуязычия» мы отчаянно старались видеть пользу. Конечно, тот факт, что творчество русских классиков стало изучаться в курсе мировой литературы в ничтожно малом объёме, озадачивал. О русском языке «не забывали»: один раз в месяц факультатив! За все восемь лет обучения моей дочери в школе, я не слышала от неё ни единого слова на украинском. Вот такие две параллельные реальности для юных умов.
Если говорить о представителях старшего поколения, которое все свои зрелые и трудоспособные годы вносили вклад в укрепление экономики государства, то всё ещё печальнее. Посмотреть фильм на малопонятном языке - удовольствие не из приятных, прочитать аннотацию к лекарству- огромная проблема- тут без звонка родным просто не обойтись, оформление официальных бумаг и необходимых каждому гражданину документов –та же история: и вновь эти люди беспомощны в своей стране. Такое навязывание неродного языка любым здравомыслящим человеком воспринималось враждебно, но украиноговорящие люди таких чувств не вызывали. Даже сейчас, когда мой родной город ежеминутно обстреливается вражеской артиллерией, практически лишён воды, часто электричества, живёт в постоянной тревоге, дончане не ожесточились, не одичали, не проклинают украинцев. Каждый понимает, что мы воюем не с Украиной, а с фашизмом.
Донбасс — многонациональный регион, по последней переписи здесь проживают представители более 130 национальностей. Это своеобразный «плавильный котёл народов», а потому любой этнический национализм всегда был нам чужд. Русский же язык для Донбасса — это то, что объединяет все живущие в нём народы. Эту мысль ещё шире высказал глава нашей Республики Денис Пушилин, открывая в прошлом году форум «Россия- Донбасс: единство приоритетов»: «Россия там, где звучит русское слово и живут в русской традиции по русскому нравственному закону и по правде. В этой правде — сила русского народа». Невольно вспоминается Булгаков, от которого так усердно (не иначе как по слабоумию), открещивается правящий на Украине режим- «Правду говорить легко и приятно». Так вот, говорить и думать на родном языке – это всё равно, что дышать! Насколько это важно, судите сами.
Согласна с теми, кто утверждает, что Донбасс — это сердце Русского мира. Эти слова часто звучат из уст тех, кто приезжает к нам, видит всё своими глазами, общается с людьми, способен сопереживать, делать выводы, готов узнавать правду. Сейчас это «сердце» бьётся, кровоточит, болит…Его судьба, как и судьба всей большой России, решается сегодня.