Национальная политика в муниципальном образовании – приемная

Деятельность

Опубликовано: 05.12.2017 22:03

Друзья и знакомые называют Саратовский район не иначе как «житница», серебряный пояс. На территории района нефть, газ полезные ископаемые. До начала лихих девяностых в районе было развитое животноводство, могучие промышленные предприятия. А в девяностые в район пришла разруха, пренебрежение к человеку труда докатилось словно эхо в горном ущелье, вызвавшее разрушительную лавину.

Теперь район восстанавливается и, судя по всему у этого процесса путь долгий и непростой.

Главный потенциал района - это конечно же люди. Бремя преодоления разрушений девяностых годов легло на их плечи.

5 декабря мы провели круглый стол и семинар, в которых приняли участие лидеры национально-культурных организаций, сотрудники и главы муниципальных образований, директора общеобразовательных школ и лицеев, сотрудники полиции, все кто создает добрую атмосферу межнационального сотрудничества в городах и сельских поселениях района. Признаться, мы не ожидали такой большой аудитории и такого заинтересованного участия в дискуссии.

На прошедшем круглом столе и семинаре говорили о том, что процесс восстановления идет медленно, о том, что тяжело всем, но никто не жалуется. Скорее наоборот, люди полны оптимизма, уверенности в том, что вскоре удастся вырваться из круга невзгод и потерь.

Анатолий Павлович Мякшев, давая оценку историческим событиям, предшествующим распаду СССР, отметил:

- В девяностые годы национальные элиты решили: «Не хотим жить в едином государстве». Этому предшествовали конфликты на межнациональной почве в Алма-Ате, на Кавказе, в Ферганской долине. Тревожные звоночки давно прозвучали, на руководство СССР во главе с Горбачевым ничего не желало замечать. Тогда и распался СССР, в значительной мере по причине забвения значимости «национального фактора» и конфликты на межнациональной почве продолжаются по сей день.

Зададимся вопросам: «Почему распался СССР?» - По двум причинам. Во-первых, руководство СССР не занималось национальными отношениями. Во-вторых, свершилось предательство национальных элит. Эти факторы могут возродиться и нам нельзя успокаиваться. Мы слышим, что национальными вопросами надо заниматься, но очень осторожно, сверхделикатно. Некоторые руководители утверждают, что в основе конфликтности лежат бытовые споры, социальные проблемы. Это в значительной мере верно. Но не будем забывать, что социальными проблемами и бытовыми спорами легко манипулировать и есть политики, которые готовы использовать перевод стрелок с бытового на межнациональный для решения своих корыстных задач. То есть очень важно не произносить успокоительные мантры, а проводить серьезную системную работу.

Сегодня необычайно важно системно изучать межнациональные отношения, особенно на уровне муниципальных образований, нужно учиться управлять этими процессами, предупреждать развитие любой конфликтности. Вот этому мы и посвятим нашу совместную с вами работу.

Вот как охарактеризовал ситуацию известный политолог, кандидат политических наук, член нашей команды Владимир Васильевич Семенов:

- Всего четверть века назад никто в Саратовском районе и не вспоминал о межнациональных отношениях. Для того, чтобы увидеть человека другой национальности надо было садиться на поезд и ехать довольно далеко, например, на Кавказ или в Среднюю Азию. А вот распался СССР и десятки тысяч людей приехали, кто на некоторое время, а кто-то на постоянное место жительства. И сейчас многонациональным стал каждый населенный пункт Новые соседи другой национальности стали явлением частым, на первый взгляд обыденным. Иногда возникали споры на бытовой почве, неизменно заканчивающие примирениями.

Так что с межнациональными отношениями ситуация нормальная, но вот освещение этих событий явно ненормальная. Что мы видели при освещении событий в Интернете?

Для того, чтобы разбираться и управлять надо хорошо знать ситуацию. Ранее мы видели как этими вопросами занимались зарубежные организации. Они действовали в интересах организаций и спецслужб.

Каждый из вас практически ежедневно сталкивается с такого рода вопросами. Приходит, например, гражданин и говорит руководителю или социальным службам: «Мне не помогают, потому что другой национальности». Таким образом, практический любой вопрос подгоняется под межнациональную проблематику. Поэтому сейчас любой ответственный человек, любой сотрудник местной администрации, любой лидер национально-культурной организации должны быть хорошо подготовленными и в должной мере снабженными нужной информацией по национальному вопросу. Вспомню старинную историю о жалобе на оскорбление чувств верующих мусульман в поселке «Красный Октябрь» Саратовского района. Тогда нам прислали целую петицию о том, что глава администрации приходит к молящимся мусульманам в сапогах из свиной кожи и топчет листы Священной Книги Коран. Когда стали разбираться, выяснилось, что помещение администрации занимает половину здания. А во второй половине разместилась маслобойка, на которой несколько работников были мусульманами. Они там работали, там и молились. А когда глава муниципального образования поднял вопрос об оплате за электроэнергию потребляемую маслобойкой, работники решили через национально-религиозный вопрос решить проблему задолженности.

И такого рода примеров довольно много, когда бытовые споры вдруг обрастают оболочкой межнационального конфликта. Об этом надо знать и всегда иметь в запасе методы и способы разрешения конфликта, выявляя его настоящую суть.

После семинара мы выслушали несколько интересных историй о жизни в сельских поселениях. Директор сельской средней школы села Малая Скатовка Александр Григорьевич так описал свой жизненный путь.

Родился на Украине в Никополе Днепропетровской области. В семидесятые годы его семья переехала в Казахстан, где он и окончил школу, получил высшее образование и всю душу отдал своему призванию - педагогике. Потом пришли девяностые, а вместе с ними в Казахстан шагнул и национализм. Русский язык, русская культура, русские люди начали подвергаться всяческим преследованиям. Пришлось бросать нажитое и переезжать в Россию, в Саратовский район. Тогда в полной мере проявился феномен русского человека. В свое время Федор Достоевский охарактеризовал русского человека как «Всечеловек». Что он вложил в это понятие?

- Конечно же необычайную отзывчивость, умение сопереживать, готовность отдать последнюю краюху хлеба нуждающемуся, независимо от его национальной принадлежности. Вот почему в те отдаляющиеся девяностые в Россию, спасаясь от националистического угара, устремились миллионы переселенцев разных национальностей. В те времена практически все сельские поселения Саратовского района стали многонациональными. Теперь эту данность надо учитывать прежде всего нам, педагогам.

Рассказывая о повседневной жизни сельской школы, Александр Григорьевич дает характеристику национальному составу жителей села. В девяностые годы там жили только русские и украинцы. Теперь в селе живут армяне, немцы, эстонцы, казахи. Порою кажется - сама жизнь заставляет отказаться от разделенности по этническому принципу. Но все же трудно сказать, как складывались бы отношения, если бы не каждодневная работа педагогов сельской школы. Это накладывает отпечаток на всю школьную жизнь. Они стараются, особенно на уроках истории, как можно больше рассказывать о великом братстве народов России, о совместных исторических свершениях и победах, о совместно пережитых испытаниях и трагедиях. Это очень важно - с юного возраста внедрить в сознание детей важнейшие принципы межнационального сотрудничества, уважительного, доверительного отношения друг к другу представителей народов России.

Мы договорились с участниками семинара: вновь встретимся в январе-феврале, обсудим данные, полученные в результате анкетирования и обязательно проведем тренинг для лидеров национально-культурных организаций, сотрудников администраций, сотрудников полиции общественной безопасности и педагогов общеобразовательных школ. На нем мы постараемся показать, как распознавать опасные напряжения в межнациональных отношениях, как снимать эти напряжения и подключать к этим проблемам семьи. Все это, по общему мнению участников, потребует объединения усилий общественности, органов власти и педагогов.