Национальная политика в муниципальном образовании – приемная

Блог Семенов В.В.

Экстремизм представляет собой проявление крайних средств, форм и методов жизнедеятельности в сознании и поведении людей.  Сущностную природу экстремизма составляют социальный нигилизм и радикализм, нравственный релятивизм, склонность к насилию и неумеренность выбора средств достижения цели, особенно в пограничных, конфликтных ситуациях. Проявления экстремизма возможны на индивидуальном и групповом, социально-психологическом и теоретико-идеологическом уровнях. Возникновение экстремизма детерминировано взаимодействием негативных факторов социальной среды - несправедливостью распределения собственности, высокой социальной напряженностью и конфликтностью общественных отношений, падением престижа политической власти, размыванием системы приоритетных духовных ценностей, ослаблением регулирующей роли государства и нарастанием криминогенности в обществе. Названные факторы выступают объективными условиями, которые являются благоприятной средой для проявления в сознании и поведении людей негативных факторов субъективного порядка - склонности к радикализму, нигилизму, насилию, деструктивности, крайним средствам и способам достижения целей.

Экстремизм в молодежной среде представляет собой индивидуальное и социально-групповое проявление крайних, неумеренных в нравственном и правовом отношениях средств и способов жизнедеятельности молодежи как особой социальной группы и специфической возрастной категории населения. Специфика проявления социального экстремизма в молодежной среде обусловлена прежде всего особенностями самой молодежи – незавершенностью процессов экономической, политической и духовной социализации, мировоззренческой неустойчивостью, недостаточной социально-психологической зрелостью, поверхностным восприятием противоречивости социального бытия, безоглядным стремлением к решительному обновлению форм и способов жизнедеятельности, склонностью к проявлению различных форм социального протеста и неумеренностью в выборе средств и способов достижения жизненных целей.

В силу названных особенностей молодое поколение представляет собой наиболее благоприятную социальную среду для утверждения и распространения экстремистских проявлений, выражения индивидуальных и групповых, стихийных и организованных форм социального протеста и недоверия к ведущей роли старшего поколения в обществе. В сложных и специфических условиях современной России исключительно важно выявить содержание жизненных приоритетов и ценностных ориентаций молодежи в интересах формирования социокультурных условий активного противодействия экстремистским тенденциям и проявлениям в молодежной среде.

Содержание, характер и направленность ценностных ориентаций современной молодежи России детерминированы ее объективным положением, ролью и местом в системе общественных отношений. Молодежь как социальная группа и возрастная категория населения объективно занимает промежуточное место в обществе, не играет в нем ведущей роли, находится в положении объекта социализации, подчинении и зависимости от взрослого поколения, в состоянии недостаточной определенности и незавершенности выбора смысложизненных ценностей и приоритетов, а потому не может в полной мере реализовать свой ресурсный потенциал в экономической, социальной, политической и духовной сферах общественной жизнедеятельности.

Субъективным выражением объективных условий противоречивого социального положения молодежи, наряду с позитивными устремлениями, является потенциальный ресурс пассивности и недоверия к старшему поколению, озабоченности и неудовлетворенности своим положением, проявлений индивидуальных и групповых, стихийных и организованных форм социального протеста и деструктивности, разнообразных элементов радикализма и нигилизма, агрессии и экстремизма.

В целом социальное положение молодежи выступает объективной основой детерминации как позитивных, так и негативных проявлений её сознания и поведения. Оно определяется существованием и качеством зрелости основных сфер общественной жизни - социальной, экономической, политической и духовной. При этом важен не только качественный уровень развития названных сфер, а прежде всего самооценка молодежью своего места, роли, положения и собственного благополучия, самореализации в каждой из сфер жизнедеятельности.

Анализ жизненных приоритетов и ценностей российской молодежи показывает, что актуальными проблемами работы с современной молодежью является утверждение в её сознании и поведении позитивных социокультурных ценностей - активной жизненной позиции, познавательных устремлений, нравственных ориентиров, эстетических идеалов и вкусов, а также духовно-сакральных ценностей, противодействующих проявлениям агрессии и экстремизма. Речь идет о формировании у молодежи принципиального нового типа культуры - культуры ненасилия, толерантности и безопасности, способной активно противостоять проявлениям социального зла, внутренней и внешней агрессии.

Объективными социальными условиями, благоприятными для формирования молодежной культуры ненасильственного типа являются: утверждение демократических принципов жизнедеятельности в государстве и обществе, гармонизация социальной структуры и реализация принципов социальной справедливости, формирование культуры нравственно-правового применения силы внутри государства и в межгосударственных отношениях, гуманизация всей системы общественных отношений на базе принятия исторически традиционных духовных ценностей.

Существенную роль в формировании ненасильственного типа молодежной культуры могут сыграть субъективные факторы - система образования и воспитания как необходимые способы социализации молодого поколения.

Особая роль здесь принадлежит семье, дошкольным учреждениям, школе и высшим учебным заведениям. С этой целью система образования и воспитания молодого поколения нуждается в серьезном реформировании и обновлении на основе внедрения теории и практических способов ненасилия.

Проблемы российской молодежи во многом связаны с теми объективными процессами, которые протекают в современном мире: технологизацией, глобализацией, информатизацией, прагматизацией, урбанизацией, повышением удельного веса пенсионеров и лиц преклонного возраста в обществе, сокращением рождаемости и т. д. Но вместе с тем молодежные проблемы в России имеют и свою специфику, поскольку они опосредованы российской действительностью во всей полноте и той политикой, которая проводилась и проводится по отношению к молодежи.

Проблемы российской молодежи выступают отражением социо-культурных проблем российского общества на этапе его социальной модернизации.