Национальная политика в муниципальном образовании – приемная

АНАЛИТИКА

В  соответствии с проектом «Укрепление и развитие сотрудничества и взаимодействия  общественных, национально-культурных организаций  с муниципальными органами власти в решении задач гармонизации межнациональных отношений» в течение ноября 2017 года были посещены Краснокутский, Марксовский, Озинский, Ровенский, Красноармейский, Саратовский, Энгельсский районы, проводилась также работа в районах г. Саратова.

В состав рабочей группы входили: Мякшев Анатолий Павлович (д. и. н., профессор СГУ), Семенов Владимир Васильевич (к.п. н., доцент Поволжского института РАНХИГС), Дорошин Иван Александрович ( к.ф.н, ведущий религиовед, доцент СГУ),  Зуев А.П. (к.п.н., член ОП Саратова), руководитель проекта.

В процессе работы прошли встречи с руководством районов, сотрудниками администрации муниципальных образований, сотрудниками полиции общественной безопасности, лидерами национально-культурных организаций, работниками управления образования, педагогами учебных заведений.

Проведено анкетирование руководителей муниципальных образований, лидеров национально-культурных  организаций, старшеклассников, директоров и педагогов общеобразовательных школ (всего 1600 респондентов) . Проведенные исследования,  предварительные итоги анкетирования и (особенно) анализ устных опросов,  интервьюирование жителей района говорит о следующем.

Не всегда точно определен национальный состав  и количество населения в муниципальных образованиях. Например, в  Озинском районе выявлен странный феномен: по отчетным данным администрации  в районе проживает 16, 141 тыс. чел. В то же время в выборах участвовало 16,2 тыс. избирателей. То есть  реальное число жителей района занижено примерно на 3 тыс. чел. В ряде других районов также отмечено  существенное различие данных о количестве и составе населения в муниципальных образованиях и сельских поселениях.  Последняя перепись населения, проведенная в 2010 году, также в недостаточной мере отразила динамические изменения в составе населения Саратовской области. Например,  согласно переписи, в области проживало  2268 курдов. Реальное количество курдского населения, согласно данным экспертов, включая лидеров курдских местных национально-культурных организаций, составило к 2010 году 9, 8 тыс. чел.

Саратов изначально формировался как многонациональное и поликонфессиональное сообщество. Символично, что у его истоков находились средневековый крупнейший город Золотой Орды Увек (1250-е – 1370-е гг.) с мусульманскими и христианскими кварталами и поселение, заложенное русскими воеводами князем Григорием Засекиным и боярином Федором Туровым на полпути между Самарой и Царицыном в 1590 г. Учрежденная в Саратове в 1766 г. «Контора канцелярии опекунства иностранных» стала центром управления немецкими колонистами в Поволжье. В начале XX в. Саратов был третьим по численности населения российским городом и одним из крупнейших в России центров торговли зерном и мукомольной промышленности. 28 августа 1941 г. была упразднена АССР Немцев Поволжья, 3-5 сентября с ее территории были депортированы поволжские немцы, а территория немецких кантонов была преобразована в 11 районов и была передана в состав Саратовской области. В течение 1941–1953 гг. «новые» районы были заселены русскими и украинскими колхозниками-переселенцами, затем заселение Заволжья продолжилось в рамках освоения целинных и залежных земель. В начале 1980-х годов существовало несколько проектов создания Немецкой автономной области в составе Саратовского края, однако реализовать их не удалось. В годы перестройки на территории бывшей  немецкой автономии возник межэтнический конфликт в связи с попытками восстановления немецкой государственности на Волге, не получившими своего развития после известного предложения Б.Н. Ельцина об использовании полигона Капустин Яр для воссоздания Немецкой республики.

В начале XXI века в регионе сложилась своеобразная национальная структура. Национальный состав населения Саратовской области по переписи 2010 г. имел специфические особенности и отличался от среднероссийских показателей:

 

Национальный состав населения РФ и Саратовской
области

Численность
населения РФ,
млн. чел.

Лица,
указавшие
национальную принадлежность, % (РФ)

Численность
населения
Саратовской
области,
млн. чел 

Лица,
указавшие
национальную принадлежность, %
(Саратовская обл.)

год переписи

2002

2010

2002

2010

2002

2010

2002

2010

все население

145,17

142,86

 

 

2,668 310

2,521892

 

 

В том числе указавшие национальную
принадлежность

143,71

137,23

100,0

100,0

2,654890

2,457014

100,0

100,0

русские

115,89

111,02

80,64

80,90

2,293129

2,151215

86,3

87,6

татары

5,55

5,31

3,87

3,87

0,0057577

0,052884

2,16

2,2

украинцы

2,94

1,93

2,05

1,41

0,0067257

0,041942

2,5

1,7

башкиры

1,67

1,58

1,16

1,15

0,0003988

0, 003489

0,15

0,1

чуваши

1,64

1,44

1,14

1,05

0,0015956

0,012261

0,6

0,5

чеченцы

1,36

1,43

0,95

1,04

0, 008515

0,005738

0,32

0,2

армяне

1,13

1,18

0,79

0,86

0,024976

0,023841

0,94

1,0

аварцы

0,81

0,91

0,57

0,66

0,001445

0,001581

0,05

0,06

мордва

0,84

0,74

0,59

0,54

0,016523

0,010917

0,6

0,4

казахи

0,65

0,65

0,46

0,47

0,078320

0,076007

2,9

3,1

Отличительной чертой национальной структуры Саратовской области по переписи 2010 г. являлся более высокий, нежели в среднем по России, удельный вес русского этноса. Причем если по представленности русских «саратовские» показатели в 2002 г. отличались на 5,66%, то в 2010 г. разница уже составила 6,7%. На первый взгляд, Саратовская область становится более «русской» быстрее, нежели Российская федерация, в целом. Однако, темпы сокращения численности русских в Саратовской области (с 2 298 992 человек в 1989 г. до 2 293 129 в 2002 г и до 2 151 215 в 2010 г., т.е. за неполные четверть века на 141914 человек), при условии миграции русских из стран ближнего зарубежья в регион, естественной ассимиляции украинцев и белорусов на территории Саратовского Поволжья свидетельствовали об этнической деградации русских после распада СССР.

В сравнении с соседями Саратовская область по данному показателю выглядит неоднозначно: доля русских в Тамбовской области по переписи 2010 г. выше чем, в Саратовской на 9,44%, в Воронежской – на 8,01%, в Волгоградской – на 2,46%,  в Ульяновской (на 13,97%), Самарской (на 2,0%), Пензенской (на 0,75%). Как видно, в названных областях доля русских выше, чем в Саратовской области.

На второе место в национальной структуре Саратовской области еще с переписи 2002 г. выдвинулись казахи. Несмотря на то, что по абсолютным показателям численность саратовских казахов в 2010 г. увеличилась по сравнению с 1989 г. на 2579 человек, но сократилась на 2313 человек по сравнению с 2002 г., их доля выросла по сравнению с 1989 г. на 0,35%, с 2002 – на 0,14%. Казахи в общероссийской национальной структуре по переписи 2010 г.  замыкают первую десятку, однако среди соседних областей – в первой десятке в двух соседних областях (вторые – в Волгоградской, седьмые – в Самарской областях), зато в Воронежской казахи – 24 этнос, в Тамбовской – 20, Пензенской – 18, Ульяновской – 17.

По итогам переписи 2002 г. казахи в Саратовской области отодвинули со второго места украинцев, доля которых за период 2002–2010 гг. сократилась с 2,53% до 1,71% (на 22315 человек). По итогам переписи 2010 г. украинцы уступили татарам третье место и стали четвертым этносом региона. Сокращение числа представителей данного этноса (со 101832 человек в 1989 г. до 67257 в 2002 г и до 41942 в 2010 г., т.е. на 59881 человека или %) легко объяснить естественной ассимиляцией его с русскими, однако тенденции данного процесса красноречиво свидетельствует об исчезновении уникального этноса в Саратовском Поволжье в недалеком будущем.

Удельный вес татар, несмотря на сокращение по сравнению с 2002 г. на 0,02%, по итогам переписи 2010 г. составляет 2,15%. Это третий показатель среди этносов Саратовской области.  В целом это соответствует общероссийским показателям: в процентном отношении татары – вторые, украинцы – третьи. Среди соседей показатели приблизительно схожие. Татары – вторые в Ульяновской, Самарской, Пензенской, пятые – в Волгоградской и Тамбовской, седьмые – в Воронежской областях. Украинцы – вторые в Воронежской и Тамбовской, третьи – в Волгоградской, четвертые – в Пензенской, пятые – в Ульяновской и Самарской областях.

Замыкают пятерку «приоритетных для Саратовской области» этносов армяне. В целом доля армян в соседних областях превышает общероссийские показатели (7 место): в Воронежской и Тамбовской областях они – третьи, в Волгоградской – четвертые, в Самарской и Пензенской – шестые, в Ульяновской – седьмые.

Особенностью Саратовской и соседних с нею областей является более высокий по сравнению с общероссийскими показателями удельный вес азербайджанцев. Если в России они в самом начале второй десятки – 11, то в Воронежской области – пятые, в Саратовской, Волгоградской, Тамбовской, Ульяновской – шестые, в Самарской – восьмые, в Пензенской – девятые.

Ближе к общероссийским показателям доля чувашей и мордвы в Саратовской области. Численность чувашей в регионе в 2002-2010 гг. уменьшилась на  3695 человек и составила 0,50%, а мордвы – на 5606 человек (0,44). По сравнению с переписью 2002 г. чуваши поменялись местами с мордвой и стали седьмым этносом губернии, мордва соответственно – восьмым. Однако среди соседних областей наблюдались серьезные расхождения с общероссийскими соотношениями (в РФ чуваши – на пятом месте, мордва – на девятом). Если чуваши – третий этнос в Ульяновской и Самарской областях, пятый – в Пензенской, то в Волгоградской области – 13, Воронежской – 14, Тамбовской – 16. Мордва находится на четвертом месте в Ульяновской и Самарской областях, в Пензенской – на  третьем, но в Волгоградской области – на 21, Воронежской – 17, Тамбовской – на 15.

В Саратовской, равно как и в соседних областях, продолжает сокращаться количество белорусов (в 2002–2010 гг. в Саратовской области это составило 4186 человек, в Волгоградской – 4364, в Тамбовской – 899, в Ульяновской – 1244, в Пензенской – 899, в Самарской – 4851, Воронежской – 1752). Являясь 16 этносом России, белорусы в этих областях пока остаются в десятке наиболее многочисленных народов, однако имеют устойчивую тенденцию уже через 10-15 лет стать незначительным в количественном отношении этносом региона.

Десятку наиболее многочисленных этносов Саратовской области в 2010 г. замыкали немцы. Утратив все надежды на воссоздание своей государственности в данном регионе, российские немцы покидали регион довольно быстрыми темпами. С 17068 в 1989 г. количество немцев сократилось до 12093 в 2002 г. и до 7579 человек – в 2010 г. За четверть века сокращение российских немцев составило 9489 человек, т.е. 55 %. То же самое произошло в Волгоградской области: количество немцев сократилось с 28008 в 1989 г. до 17051 в 2002 г. и 10102 человек  в 2010 г., т.е. на 17906 человек или 64%.

Итак, за четверть века набравшая высокие темпы устойчивая тенденция к сокращению славянского компонента в Саратовской области (число русских, украинцев, белорусов сократилось в 1989–2010 гг. на 211987 человек) является главной особенностью эволюции национальной структуры региона на современном этапе. Четыре европейских этноса (к трем славянским этносам в данном случае следует добавить российских немцев) из десяти самых многочисленных народов Саратовской области сокращаются высокими темпами. Коренные этносы Саратовского Поволжья, входящие в десятку наиболее многочисленных народов Поволжья и России в целом, имеющие богатый длительный опыт добрососедства и межэтнического взаимодействия со славянскими этносами также имеют стремительную тенденцию к сокращению в регионе: чуваши сократили свою численность с 20613 человек в 1989 г. до 15956 в 2002 г. и до 12261 человека в 2010 г., а мордва с 23381 человека в 1989 г. до 16523 в 2002 и до 10917 человек в 2010 г.

Зато два тюркских народа Саратовского Поволжья (казахи увеличили свою численность на территории области с 73428 человек в 1989 г. до 76007 в 2010 г.; татары с 52867 человек в 1989 г. до 57 577 в 2002 г. и до 52884 в 2010 г.) увеличили, или, в крайнем случае, сохранили свою численность. По сравнению с 1989 г. резко увеличили свою численность два кавказских этноса: армяне с 6404 человек в 1989 г. до 24976 – в 2002 г., до 23841 человека – в 2010 г.; азербайджанцы с 10610 человек в 1989 г. до 16417 в 2002 г. и до 14868 человек в 2010 г.

Перепись 2010 г. показала, что этнические потери населения Саратовской области активно замещались северокавказским и среднеазиатским этническим компонентом. Так, по переписи 1979 г. общее число чеченцев, лезгин, аварцев, табасаранцев, даргинцев, кумыков в Саратовской области было всего 3489 человек, то через 10 лет – 15739, в 2002 г. – 18051 человек. Несмотря на активные миграционные потоки в 2002–2010 гг., численность представителей данной группы этносов ниже 15 тысяч человек не опускалась – 15 198. Численность узбеков и таджиков увеличилась с 3234 в 1989 г. до 3608 в 2002 г. и 4595 человек в 2010. Этнически близкие к данной группе курды (2851 человек по переписи 2010 г.) и езиды (1352 человека) представляли новый этнический компонент в структуре области.

Проведенное в октябре-декабре исследование национальной структуры ряда районов Саратовской области показали, что наметившиеся тенденции эволюции национальной структуры региона не только сохранили свое значение, но и получили ускоренное развитие. Так, в 1979 г. в Саратовской области проживало всего 9 дунган, в 1989 г. – 5, в 2002 г. – 47, то в 2010 г. – уже 760 дунган. Через семь лет в Ровенском районе проживают 1175 дунган. В Привольненском МО дунгане превысили число русских на 66 человек и стали «титульным» этносом – 676 человек. В Кочетновском МО дунгане (230 человек) стали вторым этносом после русских, а в Тарлыковском МО – третьим (203 человека), пропустив вперед русских (868) и казахов (534). Интересно, что в Ровенском районе (бывший Зельманский кантон АССР НП), осталось всего 430 немцев, только в Приволжском МО они занимают третье место по численности (119 человек), значительно уступая русским (1900) и более чем в два раза – казахам (285). Символом замещения некогда титульного для данного района немецкого этноса представителями тюркских народов стала встреча в с. Привольном у возвышающейся над окрестностями монументальной «немецкой кирхи» с представителями преобладающей численно в этом селе дунганской диаспоры, никак не отреагировавшей на предложение главы МО А.Н. Куклина о приспособлении лютеранского храма под мечеть. Встреча продолжилась в здании сельской школы, выстроенной некогда немецким предпринимателем. Значительную долю учащихся в школе составляют дети дунган, в младших классах дунгане преобладают. Поскольку производственная деятельность дунган по выращиванию овощей (различные сорта перца, баклажаны, арбузы и др.) носит сезонный характер, со сбором и реализацией урожая изрядная доля дунган (по словам учителей, классы в связи с отъездом дунган редеют значительно) мигрируют на прежнее местожительство на юг Киргизии и возвращаются к высадке рассады для нового урожая.

Приблизительно такая же картина складывается с курдами в Озинском районе. Курды в Саратовской области появились в 1970-е годы. Если перепись 1959 г. не зафиксировала ни одного курда на территории Саратовщины, то перепись 1979 г. уже включала 34 курда, 1989 г. – 72, 2002 г. – 2268, 2010 г. – 2851 человека. В 2017 г. в Озинском районе проживает 1250 курдов-избирателей. По переписи 2010 г. курды были третьим этносом района и составляли 6,6% его населения. Эти пропорции сохранились и в 2017 г.: больше в этом районе только русских – 10998 избирателей, и казахов – 4302. В Озерском МО курды составляют большинство: 393 избирателя-курда, русских – 368, казахов – 132; в Балашинском МО курды (344) немного уступают русским (495); и многократно превосходят казахов (86). Если дунгане связывают свое пребывание на саратовской земле прежде всего с производственной деятельностью, то курды занимают статусные общественные ниши: в Озинской мечети мулла – курд, среди курдов заметна доля лиц с высшим, в частности юридическим, образованием. Они вполне резонно ставят вопрос о своем представительстве в выборных органах муниципальной власти. Курды занимаются преимущественно выращиванием скота (число КРС доходит в одном хозяйстве до 10 голов; овец – до 100 и более), естественно встает вопрос о пастбищных угодьях, размеры которых в районе невелики. Возможно, этим фактором объясняется миграция курдов в Краснокутский район, где свободных земель больше.

Между тем, в Дергачевском районе по переписи 2010 г. курды были четвертым этносом и составляли 1,6% населения района, Краснокутском – 7 (1,2%), Перелюбском – 6 (3,1%).

Наряду с курдами в Саратовской области представлены и езиды, зафиксированные впервые переписью 2002 г. По данным этой переписи, езидов насчитывалось 942 человека, в 2010 г. их количество увеличилось до 1352 человек.  Следует иметь в виду, что весьма распространен взгляд на езидов, как этнос – не родственный курдам. Между тем, езиды – курдская этноконфессиональная группа, говорящая на одном из диалектов курдского языка – курманджи. Религия езидов, езидизм, сформировалась на основе зороастризма, езиды исторически испытывали притеснения со стороны мусульманского большинства, считающего их «неверными». Уже по переписи 2010 г. езиды, составляя 1,6%, были вторым этносом Ртищевского района. В Саратовском районе езиды проживают в селах Красный Октябрь и Верхний Курдюм. Община из 141 езида проживает в городе Энгельс.

В Гвардейском МО Красноармейского района компактно проживает 103 турка-месхетинца. Судя по отзывам, в ближайшие годы следует ожидать активного переселения турок- месхетинцев  в данное муниципальное образование.

Предварительный анализ анкетирования лидеров национально-культурных организаций показывает, что в таких районах как  Озинский, Марксовский, Краснокутский, Ровенский возможность возникновения конфликтных ситуаций отрицает 71 - 82% опрошенных. 74% лидеров национально-культурных организаций в качестве возможных причин конфликтов на национальной почве  называет бытовые конфликты и хозяйственные споры. В то же время  46% лидеров национально-культурных организаций Энгельсского района считает возможным возникновение конфликтных ситуаций межэтнического характера. 80% из них считает, что в качестве возможных причин межнациональных конфликтов могут послужить  бытовые конфликты и хозяйственные споры.

Предварительный анализ демографического характера говорит о том, что среди курдского населения активно преобладает молодежь  в возрасте до 25 лет (более 55%). 

Установлено, что курдское население удваивается каждые 10-12 лет за счет интенсивной рождаемости. И в настоящее время в курдских семьях как правило 5-6 детей.

Простые подсчеты показывают, что, при сохранении  перечисленных выше тенденций через 7-8 лет  курды станут преобладающим населением в Озерском, Балашинском, Заволжском муниципальных образованиях. Возможно также активное расселение в другие муниципальные образования.

Соответствующим образом, в более медленном темпе, будет изменяться межэтнический баланс в муниципальных образованиях (не только Озинского, но и Ершовского, Перелюбского, Краснокутского районов).

Важным фактором в изменении межэтнического баланса населения является очень быстрое старение русского, русскоязычного населения.  Например, в таких муниципальных образованиях как Балашинское, Заволжское, Ленинское, Озерское, Первоцелинное, Пигаревское, Сланцерудное,  Урожайное, Чалыклинское, Логиновское, Привольненское русское, русскоязычное население  от 65% до 80% представляют пенсионеры. Молодежь и население среднего возраста переехали (или в стадии переезда) в Саратов, Энгельс,  другие города России.  В лучшем случае часть из них переезжает в Озинки.

Предварительные выводы:

  1. Курды, езиды, дунгане представляют собой хорошо консолидированные, замкнутые, внутренне спаянные национальные общины, расположенные компактно. В границах одного района предпочитают селиться в 2-3 муниципальных образованиях, в некоторых превращаясь в этническое большинство.
  2. Практически не наблюдается стремления к заключению межнациональных браков, иных проявлений межэтнической консолидации.
  3. Принимая гражданство РФ, отдают явное предпочтение сохранению и укреплению своей национальной идентичности. Дунгане в большинстве своем не порывают связей с прежним местом жительства, их деятельность в Саратовской области в определенной мере принимает «вахтовую» форму.
  4. Заметно отчетливое стремление курдов к повышению своего социального статуса и общественного признания, что по сути является закономерным позитивным явлением.
  5. По ряду признаков выявлена тенденция к внутренней миграции курдов из пограничных районов в районы, соседствующие с областным центром.
  6. Заметна тенденция увеличения доли курдов, езидов, дунган в структуре населения ряда сельских поселений: кроме продолжающейся миграции, на данный процесс оказывает влияние высокая рождаемость в их семьях.
  7. Следует признать, что этносы, замещающие автохтонное население, являются соотечественниками, имеющими многовековой опыт межнационального сотрудничества в рамках единого российского государства (позже – СССР). Поэтому процессы ускоренного  изменения межэтнического  баланса в ряде муниципальных образованиях не являются по сути негативным явлением. В то же время названные процессы требуют усиленной, планомерной работы по формированию российской гражданской  идентичности в муниципальных образованиях Саратовской области.

Зуев А.П., кандидат педагогических наук, президент СРОО «Саратовский источник», член Общественной палаты г. Саратова.

Мякшев А.П., доктор исторических наук, профессор Саратовского государственного  университета им. Н.Г. Чернышевского, заместитель председателя Поволжского отделения Изборского клуба.