Национальная политика в муниципальном образовании – приемная

АНАЛИТИКА

Бабкина Надежда Георгиевна, Народная артистка России, казачий полковник, член Совета по Президенте РФ по делам казачества

Абрамова Тамара Валериановна, директор МОУ «СОШ № 43» г. Саратова, кандидат педагогических наук;

Актуальность проблемы

На рубеже XX–XXI вв. в России стало активно возрождаться казачество, которое сегодня выполняет государственную и муниципальную службу по поддержанию правопорядка, социальной стабильности, экологической безопасности, осуществляет процесс духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания молодежи. Развивается и система казачьего образования, важнейшей задачей которой является формирование у обучающихся казачьей идентичности и казачьего самосознания, казачьего духа и казачьей культуры.

Актуальность проблемы формирования у казаковкадет культурной идентичности определяется влиянием процессов глобализации, деформирующих традиционную систему ценностей казачества и способствующих размыванию их культурной идентичности, необходимостью формирования у подрастающего поколения казаков положительного отношения к культурному многообразию, наличия межэтнической толерантности, сохранению и приумножению славных казачьих исторических и культурных традиций.

Известно, что любое воспитание предполагает ориентацию на воспитание Человека Культуры, обеспечивающую сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры (Н.Б.Крылова). А духовность человека культуры, по Е.В. Бондаревской, проявляется в его способности к культурной идентификации. Все это относится и к воспитанию будущих казаков в казачьих кадетских корпусах и классах, которые в большом количестве открываются в различных регионах России.

Культурная идентификации юных казаков осуществляется в процессе осознанного принятия ими культурных норм, образцов поведения, ценностных ориентаций, свойственных казачеству. Культура, по мнению современных исследователей, «содержит в себе своеобразную «духовную матрицу», позволяющую человеку идентифицировать себя с определенной системой ценностей и обрести, тем самым, личностную идентичность».

Много столетий не утихают споры о том, что такое культура, выдвигаются различные теоретические концепции о сущности культуры, перспективах её развития, влияние на духовный облик  человека. В философском энциклопедическом словаре дано такое определение культуры: "Культура есть выражение специфически человеческого единства с природой и обществом, характеристика развития творческих сил и способности личности. Культура включает в себя не только предметные результаты деятельности людей (машины, технические сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы права и морали и т. д. ), но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества)".

Культурный прогресс свидетельствует о том, как на протяжении всей истории человечества раскрывались творческие возможности личности. Ф. Энгельс отмечал, что "каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе"41. Культура возникла на самых ранних стадиях развития общества и неразрывно связана с его историей. Каждый народ вносит свой вклад в общий фонд мировой и отечественной культуры. Создавая разнообразный мир культуры, человек одновременно развивает свои творче- ские силы, формирует свой духовный облик. В известном смысле человек есть мера культуры. Какую бы сферу культуры мы ни рассматривали – научные открытия и технические изобретения, произведения литературы и искусства, нормы морали и права, их необходимо оценивать в зависимости от того, какое влияние они оказывают на духовный мир личности: способствуют ли развитию гуманности и благородства или утверждают человеконенавистничество и зло.

Особой страницей российской истории является жизнь казачества с его традициями, своеобразным бытовым укладом и миросозерцанием, с его трагической судьбой. Казаки – народ, имеющий свою культуру, историю, память, славное прошлое. Жесточайший геноцид расказачивания, раскулачивания, годы войн и репрессий старались предать забвению историю казачества, уничтожали обычаи и традиции, исторические реликвии и памятники. Культурное наследие казачества извращалось и объявлялось недостойным нового времени. В настоящее время происходит возрождение казачества. Это нужно для того, чтобы сохранить преемственность традиций, укрепить нравственные идеалы, выяснить роль духовной культуры на развитие человека и общества.

Возрождение духовности сегодня является фактом неоспоримым, связано оно с возвращением к историческим истокам и традициям народа. Для Российского государства таковыми являются: православная вера, безграничная любовь и преданность Отечеству.

Уникальнейшим в своём роде носителем этих качеств во все времена в России выступало казачество. Его менталитет формировался под воздействием славянской и православной составляющих. Именно эти духовные ценности обеспечили казачеству в истории нашего государства роль защитников Великой Российской империи.

Эта уникальность казачества во многом определялась его особым духовным миром, который формировался под воздействием различных по своему происхождению факторов, важнейшим из которых стала Православная вера.

Слово «казак» означает «вольный, независимый человек, любящий волю, свободу; свободный конный воин». Собственно, так и возникло казачество, когда на южные земли стали переселяться те, кто любил свободу и волю. Поскольку земли были богатыми, то их надо было защищать. А потому с самого начала эти любящие волю и свободу люди вынуждены были силой оружия защищать свои дома и свои семьи. Но не все из них стали казаками. Любящие вольницу очень часто становились разбойниками.

А чем же казак, вольный человек, отличался от разбойника, вольного человека? Почему казаки боролись с разбойниками? Ведь и те, и те любили волю, имели оружие, защищались. Почему одни стали называться казаками, а другие разбойниками? Потому что казаки поняли, что одной свободы мало. Если человеку всё дозволено, то человек становится зверем. Если не контролировать свою свободу, то начнёшь жить по закону греха, творить беззаконие и приносить зло. Казак – это вольный человек, который свою свободу и свою волю подчинил Божьему закону. Вот почему без веры православной нет и казачества. Православная вера являлась фундаментом всей жизни казака, она определяла его жизненный путь.

Воспитание, педагогика в культуре казачества были априори. Дети в казачьих семьях должны были с рождения знать, что, если духовная потребность отсутствует, её нельзя заменить физической. Детей учили вере, добродетели и послушанию. Основу морально-нравственных устоев казачьих семей и обществ составили десять заповедей Закона Божия. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: «Не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего, крепи веру Православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу - Иисусу Христу» и добавляли: «если кому-то что-то можно, то нам нельзя – мы казаки».

Казак рождался и уходил в мир иной с молитвой. Молитва, говорили старики в казачьих станицах, есть беседа души с Богом. Без усердной молитвы казак не начинал ни одного доброго дела. Евангелие и Псалтырь, как и иконы, являлись главным источником формирования православной души ребенка. С раннего возраста ребенок начинал познавать азы Православного учения, цели жизни человека на земле и требования Закона Божьего. Чтение Евангелия практиковалось в качестве досуга, в праздничные и Воскресные дни в присутствии всей семьи. С первых семейных «уроков» ребёнок в казачьей семье усваивал свое главное назначение как человека, впитывая требования Православного учения для праведной христианской жизни.

В казачьих детях с самого раннего детства закладывалось уважение и любовь к труду, им прививались навыки все уметь делать самим. А еще в присяге, которую принимали казакиновобранцы, первыми словами были: «Беречь Родину свою и веру свою». Домашний очаг, отчий дом, семейный уют рассматривались у казаков как источник гармонии жизни, ее изначальный смысл. Особенно это касается воспитательного опыта, основанного на примере старшего в семье отцавоина. Чтобы выжить и победить в этих бесконечных испытаниях и войнах, нужна была крепкая идея сплочения казаков. Таковой стала вера во Христа.

Таким образом, казачья культура подчиняется всем общенациональным характеристикам развития русской традиционной культуры. Этим можно объяснить и общеметодологические исходные предпосылки для изучения казачьей культуры и ее влияние на обучение и воспитание подрастающего поколения.

Проблема казачьих традиций и их использование в духовном, нравственном, гражданском, патриотическом воспитании относится к числу тех, что принято в науке называть вечными. Проблема эта диалектическая, реализуемая и решаемая с учетом конкретной исторической ситуации, конкретного исторического опыта и тех требований нового времени, в котором актуализируются, осознаются и воплощаются в жизнь юным поколением полученные от своих предков знания, умения, культура и вера.

 

Государственная политика в отношении казачества

Казачество – явление сугубо русское и сугубо православное. Казачество – это соединение воедино православного мироощущения с лучшими чертами характера русского человека – свободолюбием, стремлением к независимости, неприязнью ко вся кому угнетению и принуждению, мужеством, твёрдостью, постоянством и в то же время – резким неприятием всего, что ломает складывающийся столетиями образ жизни, именно в таких людях нуждается сегодня наше общество.

«Сам факт возрождения казачества говорит нам о действии благодати Божией в человеческой истории... Именно в казачестве преемственно сохранялись патриотизм, глубокая воцерковленность, жертвенная готовность защищать наши ценности… Казачество – это образ жизни, формируемый под духовным воздействием православной веры».

Идея возрождения казачества актуальна для России в целом. Нашему государству нужны высоконравственные, духовно развитые люди, патриоты своей страны. «Важно, что казачье общество воспитывает поколение в духе патриотизма и гражданской ответственности. А значит, не мыслит себя без возможности честно, верой и правдой служить Отечеству, и потому не только древняя, но и новая история России немыслима без казачества».

Очевидно, что для успешной организации образовательного процесса в современных условиях обращение к казачьим традициям может стать одним из вариантов образовательной модели. В качестве приоритетных воспитательных задач можно отметить необходимость совершенствования системы патриотического воспитания, формирования у обучающихся чувства верности Отечеству. Общеизвестен тот факт, что основную объективную базу патриотического воспитания составляют дети и молодежь, а школа выступает ведущим учреждением в осуществлении воспитательной работы в данном направлении.

Еще точнее сказал Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл: «Надо воспитывать наших детей и через это преображать все общество».

В 2011 г. Синодальным Комитетом по взаимодействию с казачеством Совета при Президенте РФ по делам казачества был принят проект Концепции духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах, которая положена в основу Примерной программы традиционного духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся (Москва, 2012).

Данная Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных гос- ударственных образовательных стандартов общего образования, содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах с использованием культурноисторических традиций российского казачества, является основой для разработки казачьими кадетскими корпусами программ традиционного духовно-нравственного воспитания, развития и социализации кадет, обучающихся на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования, где четко определилась государственная политика в отношении казачества.

Социальный заказ системе казачьего кадетского образования устанавливается в системе следующих понятий: современное казачество, казачий воспитательный идеал, воспитание православного кадета, социализация православного кадета, духовнонравственное развитие православного кадета, базовые казачьи ценности, казачий уклад жизни православных кадет, социально-педагогическая среда казачьего кадетского корпуса и др.

 

Педагогика казачества: концептуальные основы

В базовых основах педагогики казачества присутствуют характерные черты отечественного воспитания – «константы», «которые делают явление русского воспитания целостным» (Е.П. Белозерцев).

Педагогика казачества как производная от общерусской культурной модели в полной мере обладает такими константами, как:

  • православная духовность, составляющая глубоко нравственную, духовную основу жизни казачьего социума и личности, позволяющая выстраивать гармоничные отношения с Богом, миром и людьми;
  • открытость для внешнего восприятия других культур на основе использования механизмов отбора и адаптации внешних заимствований при сохранении культурно-этнической уникальности;
  • традиционность – свойство-алгоритм содержания воспитания в педагогике казачества, требующее постоянного обращения к собственной истории, культуре, основам казачьей идеи, а именно: свободному развитию личности, народовластию, вероутверждающему православию и идеалам служения Отечеству.

Педагогике казачества свойственна еще одна важная особенность содержания воспитания: действенность – свойство, обусловленное агональным (греч. agon – борьба, состязание) характером казачьей ментальности и выражающееся в быстром реагировании на меняющиеся обстоятельства, в стремлении личности принимать ответственность на себя в сложных жизненных ситуациях, активно действовать в соответствии со своими внутренними убеждениями и ценностями, мобилизуя силы для преодоления препятствий.

Педагогика казачества, отражая сложную природу своего основного феномена, проявляется в определенном дуализме. Во-первых, это этнопедагогика, обобщающая социальные знания и опыт, которые казачество накопило на протяжении своего развития как этнокультурная, сословная, субэтническая группа. В то же время педагогика казачества предстает и другой стороной: казачьей идеей-традицией, выражающейся в идеалах, ценностях, смыслах, культуре, обычаях и ритуалах казачьего образа жизни. Педагогика казачества – это направление педагогических знаний и эмпирического педагогического опыта о сущности и закономерностях развития феномена казачества как субъекта российской культуры, реализующего общероссийский социальный вектор свободы и народовластия. Это педагогика культурной альтернативы господствовавшим столетиями тенденциям абсолютизма, которая выражает культурноисторические идеи свободного, демократического развития личности в русско-российской социокультурной традиции.

Основными идеями педагогики казачества выступают: воспитание подрастающих поколений на идеалах и ценностях казачьей культуры, многовековой российской традиции народовластия; становление личности свободного (вольного) человека, укорененного в свою малую родину, культуру и историю России; воспитание молодежи в духе патриотизма, российскости, державности; становление в сознании молодежи психологической готовности к «служению Отечеству не за страх, а за совесть».

Педагогика казачества основывается на глубинной российской традиционности. Однако ее не следует понимать как простое воспроизводство прошлого. Современная педагогика казачества как инновационная идея, находящаяся на начальном этапе своего научнотеоретического осмысления и развития, воплощает в себе синтез традиционного и нового. Ее инновационность характеризуется появлением новых форм и моделей учебно-воспитательной деятельности, образованием духовно-образовательных пространств, определяющих ее значительную социопрактическую направленность. В этом отношении она выходит за рамки традиционной системы образования, обретая функции социальной педагогики, которая мобилизует на духовной основе личность обучаемого.

Категория «традиция» в педагогике казачества понимается как синтез трёх составляющих – сохранения, преемственности и развития, являясь отправной точкой для возникновения педагогической инновации.

Приобщение молодых поколений к аксиологическим основам казачьей культуры ставит вопрос об организации образовательного процесса, реализующего данную цель. Сущность такой организации составляют новые формы жизнедеятельности детей и взрослых, основанные на трансформации традиций казачьей культуры в педагогические инновации сегодняшнего дня.

В основе образования таких форм лежит культурологический подход, позволяющий выйти в ходе реализации поставленных целей за рамки учебно-воспитательного процесса школы на уровни объединения различных сред в целостное образовательное пространство. Поиск культуросообразных казачьей культуре образовательных форм приводит к необходимости структурирования образовательного пространства на началах органичной казачьей культуре общинно-станичной формы жизнеустройства.

Фундаментом ее нового наполнения должны стать общественные институтысреды: казачьи общества, церковь, школы, принявшие статус казачьих или с казачьими классами, семья, учреждения дополнительного образования и дошкольные воспитательные учреждения, муниципальные администрации.

Такие среды, объединяясь в традициях казачьего социума в единое образовательное пространство, образуют культуросообразную форму совместной жизнедеятельности детей и взрослых – культурное казачье сообщество, воспроизводящее ментальноценностные основы казачьей культуры. В культурном казачьем сообществе подобное слияние воспитательных сред в воспитательное пространство происходит не механически, они порождают качественно новую форму – духовное сообщество, отличительной чертой которого является то обстоятельство, что оно само выступает субъектом образовательного процесса, объединяя педагогов, казачьих кураторов, самих учащихся, священнослужителей, родителей, администраторов общей духовно-нравственной целью возрождения казачества и воспитания личности ребенка с ценностями свободы, народовластия, с идеалами служения Отечеству, хозяина своей земли.

 

Православие – духовная основа казачества

Казаки всегда были верными слугами Богу и Отчеству. Так повелось издревле. Свои подвиги и само свое предназначение они рассматривали как ратное служение Христово. В казачьей культуре Православие тесно пере- плеталось с воинскими традициями: бой воспринимался как священнодействие, а сами казаки рассматривали себя как воины Христовы на страже Земли Русской.

Многие века казаки самоотверженно воевали и трудились во имя Веры, царя и Отечества, черпали свою силу в Православии. В начале прошлого века эта традиция была насильственно прервана. Семь десятилетий искоренялись уклад казачьей жизни, ее экономическая основа, воинская доблесть, память о славе казачества. Жестокая и целенаправленная советская политика расказачивания была вызвана тем, что казаки – наиболее крепкая в православной вере часть общества – сохраняли в своей среде глубокий патриотизм, искреннюю воцерковленность, жертвенную готовность защищать Отечество, веру предков, традиционные ценности.

В конце прошлого столетия казачьи традиции пережили свое второе рождение. Сам факт возрождения казачества есть чудо. В истории казачества было много чудес. Чудо — это когда Бог Свою силу и Свою энергию соединяет с человеческой силой и человеческой энергией, когда Свою Божественную волю по свободной воле человека соединяет с человеческими деяниями. Тогда умножаются силы и совершаются великие деяния.

Казаки всегда отличались крепкой верой. Казак без веры не казак. Вера спасает, оживляет, творит. Сила казачества не в лампасах и не в чубе, а в казачьем духе, в казачьей психологии свободного человека, чувстве собственного достоинства, в безграничной любви к родному краю, России, бережном отношении к традициям предков, в трудолюбии, предприимчивости, умении защищать свои права.

Современное возрождение казачества – самое убедительное доказательство того, что казачий дух, никогда не менявший своего верного отношения к Православию и Отечеству, воссоздает сегодня институты, формы, традиции казачьей жизни, возвращает к жизни и самих казаков. Верой возрождается казачество.

Казак – воин духа. Его воспитание и образ жизни, формируют особый уклад казачьей души. Казак способен легко преодолевать страх, уныние, жизненные и ратные трудности, жажду наживы и власти. Он честен, умен, смел, трудолюбив, целеустремлен, самоотвержен. Смысл его жизни – в служении. И нет для казака, по слову Христову, «больше той любви, чем положить душу свою за други своя» (Ин. 15, 13). Доблесть основана на высоких духовно-нравственных качествах казака, на его силе духа, которую он берет в православной вере. Потому и говорят казаки о себе: «Мать казака – православная вера, а шашка – сестра».

Нет казака без доблести, силы духа, духовной чистоты и православной веры. На этом всегда стояло и ныне возрождается в былой славе и новой силе казачество.

 

Цель духовнонравственного воспитания и социализации православных кадет

Цель духовно-нравственного развития, воспитания и социализации православных кадет, иначе определяемая как современный казачий воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный, ответственный и социально активный гражданин России, готовящийся для службы Отечеству на военном и гражданском поприщах, укорененный в Православной Вере, казачьей культуре, традициях казачьего воинского, трудового и общественного служения.

Базовые казачьи ценности:

Современный казачий воспитательный идеал раскрывается в системе православно-ориентированных базовых казачьих ценностей, в полной мере учитывающих особенности казачьих культурных традиций и составляющих основное содержание воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах:

Патриотизм – любовь к России, к своему краю; служение России и казачеству; любовь к русскому языку, истории и культуре России, истории и культуре казачества; бережное сохранение и творческое развитие духовных, культурных, воинских, трудовых традиций казачества.

Православие – христианская вера, христианский идеал; любовь к Богу и любовь к человеку как важнейшие заповеди христианства; духовный мир и духовное развитие личности; православные ценности и традиции; христианское мировоззрение.

Русская Православная Церковь – Православная Церковь как соборное тело Христово, приходское сообщество, церковные Таинства, духовное водительство, православный образ жизни.

Казачья доблесть – служение Богу, Отечеству и казачеству, православная вера, казачье православное братство, долг, честь, достоинство, смелость, самоотверженность, честность, верное слово, воинское мастерство, трудолюбие, целеустремленность, духовные, культурные, воинские, трудовые традиции казачества, социальное служение, ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Социальная солидарность – свобода личная и национальная; казачье православное братство; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, общественное благо, общенациональные интересы.

Гражданственность – свобода деятельности и организации во благо человека, народа, казачества, России; права и обязанности гражданина; диалог и социальное соработничество личности, общества и власти; закон и правопорядок; поликультурный мир.

Семья – основа жизни казака, казачьего и российского общества, скрепленная любовью и верностью, почитанием родителей, уважением к своему роду, заботой о старших и младших, заботой о продолжении рода, достатком, здоровьем духовным, социально-психологическим, физическим членов семьи.

Образование и наука – образование в течение всей жизни; научное знание; стремление к знанию и истине; научная картина мира; научный подход к решению практических задач.

Воинское служение, труд и творчество – воинская служба как священный долг казака; трудолюбие; непрерывное личностно-профессиональное развитие; самореализация казака в воинской службе, труде, творчестве, профессии.

Искусство – красота, гармония; духовный мир человека; нравственный выбор; смысл жизни; добро; этическое, эстетическое развитие казака.

Природа – родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание, забота о природе.

Человечество – диалог национальных культур, сотрудничество народов, мир во всем мире; многообразие культур и народов; международное сотрудничество; прогресс человечества.

Система православно ориентированных базовых казачьих ценностей лежит в основе целостного культурнообразовательного, социальновоспитательного пространства духовно-нравственного развития личности православных кадет.

В этом пространстве на основе православных казачьих ценностей и традиций, современных национальных приоритетов и задач осуществляется педагогически организованное взаимодействие основных субъектов духовнонравственного развития, воспитания и социализации православных кадет: педагогических коллективов казачьих кадетских корпусов, приходов Русской Православной Церкви, казачьих семей, общественных организаций гражданско-патриотической направленности, воинских частей, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

Таким образом, основное содержание воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах состоит в следующем: воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание казачьей доблести; воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, воинской службе, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии; воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; воспитание ценностного отношения к прекрасному формирование основ эстетической культуры.

 

Заключение

Возрождение казачества, неразрывно связанное с возрождением России и Православной Веры, – небыстрый и непростой исторический и культурный процесс. Сделано немало и многое еще предстоит совершить для создания казачьей экономики, организации самоуправляемых казачьих православных обществ, укрепления соборного единства казачества и Русской Православной Церкви, воцерковления казаков и членов их семей, дальнейшего развития самобытной казачьей культуры. Среди многих дел, совершаемых во благо казачества и Отечества, одно более других содействует духовному возрождению и приближает казаков, других православных людей к Богу – воспитание и образование детей.

Возрождение казачества имеет конкретный, близкий и понятный каждому казаку смысл в воспитании православного кадета. Православные кадеты – это будущее казачества. Как они воспитаны, таким и быть казачеству. В процессе их духовно-нравственного развития в реальном времени, сегодня и ежедневно происходит духовное и культурное возрождение казачества, укрепление казачьего духа. Те ценностные отношения, которые формируются у православных кадет, вскоре станут социальными отношениями, сформируют семью, казачью общность, гражданское общество.

Воспитание и социализация православных кадет, их полноценное духовно-нравственное развитие – одно из важнейших дел казачества. Воспитание – забота о будущем. Но не меньшее значение оно имеет для настоящего. Содействуя духовно-нравственному и культурному развитию кадета, казак сам преображается, многое переосмысливает, духовно укрепляется. Воспитывает человека образ его жизни. Для создания современной системы образования и социализации кадет предстоит потрудиться немало: возродить в новых условиях экономические основы казачьей жизни, казачье самоуправление, православную казачью духовность, вернуть былое уважение к казачеству.

Культура и Православие – сердце казачьей духовности. Духовное окормление казачьих кадетских корпусов, организация образовательного процесса в казачьих корпусах на основе культурного и христианского идеала, православная социализация кадет – эти и другие направления совместной работы казачьих кадетских корпусов, казачьих обществ и Русской Православной Церкви призваны укрепить Православный Казачий Дух. С Него казачество начинается, Им возрождается, с Ним пребудет во веки!

Культурные и православные традиции не формально, а на практике являются основой казачьего образования и воспитания в современных образовательных учреждениях. В Саратовской области около двух тысяч учащихся из 10 образовательных учреждений (г. Саратов МОУ «СОШ № 43», г.г. Балашов, Маркс, Петровск, Красноармейск, р.п. Новые Бурасы, Степное) совместно с региональной общественной организацией «Саратовский отдельский казачий округ» успешно используют казачий культурный этнокомпонент для создания необходимых условий по формированию единых научно обоснованных подходов к историческому прошлому и настоящему, воспитанию духовно-нравственной культуры и гражданскому становлению личности, что способствует возрождению, сохранению и развитию исторических, культурных и семейных традиций, духовного наследия казачества и воспитания подрастающего поколения в современном образовательном пространстве.

Казак - это воля и ветер,
Простор и дыханье степей.
Нет радости выше на свете,
Чем топот и хрип лошадей.
Казак – это совесть и правда,
Борьба за свободу и честь,
Казак – это свыше награда За то,
что у Бога мы есть!

«Опубликовано в журнале «Народы Саратовской области». Специальный выпуск. 2016 год