Национальная политика в муниципальном образовании – приемная

АНАЛИТИКА

Гаджимет Керимович Сафаралиевпредседатель Комитета Государственной Думы РФ по делам национальностей, член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ, доктор физико-матемаческих наук, профессор

Утверждение Президентом Российской Федерации 19 декабря 2012 г. «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (далее – Стратегия) положило начало новому этапу в реализации национальной политики страны.

Впервые в новейшей истории России был объявлен курс на активизацию работы по гармонизации межнациональных отношений и укреплению единства гражданской нации. «Для России – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие»1.

Стратегия государственной национальной политики на период до 2025 года поставила вопросы межнационального благополучия и укрепления единства гражданской нации в круг стратегических вопросов развития страны как минимум на десятилетие вперед.

Успех реализации Стратегии и предусмотренных ею практических задач по укреплению согласия в многонациональном российской обществе будет зависеть от многих факторов, но прежде всего, от согласованности мер, которые предстоит принимать на всех уровнях власти и при участии институтов гражданского общества. Деятельность органов власти в обеспечении государственной национальной политики не должна считаться менее значимой, чем все остальные виды их деятельности.

По поручению Президента Российской Федерации было утверждено Постановление Правительства «О внесении изменений в перечень индивидуальных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Новым показателем эффективности работы станет способность поддерживать межнациональное согласие на территории. Судить о состоянии дел в этой области будут в том числе по данным общественного мнения. Отныне наша общая цель и федеральных, и региональных органов власти работать на то, чтобы процент граждан, причисляющих себя к единой российской нации, а также тех, кто оценивает положительно межнациональную обстановку неуклонно рос.

Значимость этого критерия, как и в целом вопросов государственной националь-ной политики сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Однако, одними декларациями, коих всегда было великое множество, национальную политику не реализовать. Она должна воплотиться в конкретных мерах и политических решениях.

Стратегия задала четкие координаты работы по гармонизации межнациональных отношений и на федеральном, и на региональном уровнях. Нам настоятельно необходимо менять ситуацию, в которой проблемы и конфликты на национальной почве воспринимаются как второстепенные и решаются по остаточному принципу.

В конце августа 2013 года Правительство РФ утвердило «План мероприятий по реализации Стратегии» и федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России на 2014 – 2020 гг.» Депутаты Комитета Государственной Думы по делам национальностей активно участвовали в разработке этих документов и многие из предлагаемых мероприятий были учтены.

Вместе с тем в субъектах Российской Федерации разворачивается работа по подготовке соответствующих региональных и муниципальных программ по реализации Стратегии. Такая работа активно ведется в Хабаровском крае, Саратовской, Оренбургской, Рязанской, Нижегородской, Ярославской областях, в Татарстане, Дагестане, Чечне, Мордовии, Саха Якутии, Башкортостане, Удмуртии и других регионах.

На площадке Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям депутаты Комитета обсуждают предложения, в том числе законодательного характера, по выстраиванию работы по укреплению межнационального согласия на местах, в субъектах Российской Федерации, разрабатывают меры по разрешению конфликтов, мониторингу ситуации и недопущению межнациональной напряженности. Конечно, это задачи совместной скоординированной работы, большой объем которой ложится на плечи субъектов Российской Федерации.

Остановлюсь лишь на некоторых направлениях этой работы. Основными инструментами «повышения уровня толерантности» является система образования и, конечно же, культура. Образование и культура не единственные, но самые базовые, фундаментальные средства, которыми достигается межнациональное благополучие и единство нас как народа России. Именно культура и образование в значительной степени обеспечили авторитет России в мире. Помня об этом, мы должны эффективнее использовать свой уникальный гуманитарный ресурс, ни в коем случае не допустить потери своего национального культурного кода и моральных основ. Деятели культуры сегодня обеспокоены снижением в системе образования гуманитарной составляющей. Такую обеспокоенность нельзя не разделять.

Президент Российской Федерации неоднократно говорил о необходимости заново раскрыть потенциал воспитательной функции образования и культуры, особое внимание уделять гуманитарному образованию в школе. Именно здесь, за школьной партой, в ребенка закладывается ценностная формула, которая способна объединить наших граждан в настоящем и будущем. Только качественное гуманитарное образование может выступить средством гармонизации национальных отношений и дать адекватный ответ на вызовы времени.

Крайне важно опереться в этих вопросах на науку. Требуется серьёзная совместная работа с Российской академией наук и Российской академией образования для выработки содержания, которое будет положено в основу исторического образования. Для этого нужно поддержать новые научные исследования в этой области, выявить все болевые точки, с которыми можно работать за счёт ресурсов культурной политики.

Преподаванию истории, в контексте всего богатства национальных традиций и культур народов России, необходимо уделять гораздо большее внимание. Об этом особо говорил Президент Российской Федерации на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям и предложил создать единый, на грамотном русском языке написанный, учебник по истории. Сегодня в многообразии трактовок школьного учебника сложно разобраться учителю, не говоря уже о детях.

Задача написания такого учебника сложна, но опыт ее реализации у ряда европейских стран есть, например, во Франции. В едином учебнике истории особое развитие должна получить тема взаимодействия народов России, их вклада в общероссийское достояние страны. Только на основе знаний истории России, истоков гражданского единения и солидарности можно сформировать патриотическое сознание школьника.

Кроме того, в контексте усиления гуманитарной составляющей нашего школьного образования, я бы предложил обсудить такую инициативу как введение третьего обязательного ЕГЭ. По моему глубокому убеждению, историю России в обязательном порядке должен знать, а потому сдавать каждый школьник. Пройдет буквально два-три года и мы увидим результат таких мер.

Следующая важнейшая тема - поддержка изучения родных языков народов России и обеспечение полноценных условий для изучения и использования гражданами русского языка.

На одном из заседаний Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям В.В. Путин особо подчеркнул и выделил эту тему, сказав, что нам необходимо расширять поддержку русского языка и как государственного языка России, и как родного: «Фундаментальной основой единства страны, безусловно, является русский язык, наш государственный язык, язык межнационального общения. Именно он формирует общее гражданское, культурное, образовательное пространство. И знать его, причём на высоком уровне, должен каждый гражданин Российской Федерации. Вместе с тем для того, чтобы люди могли глубоко изучать русский язык, нужно создавать и постоянно улучшать необходимые для этого условия.

Необходимо расширять поддержку русского языка как родного, предметно заниматься его популяризацией и на федеральном уровне, и во всех без исключения регионах страны»2 .

Принятый в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» подход имеет все шансы создать дополнительные условия для развития языков народов России в статусе родных. Поскольку в том виде, в котором сегодня сформулирован закон, он предполагает корректировку Федеральных государственных образовательных стандартов, разработку и включение в них единых требований по всем языкам в статусе родных, независимо от масштаба их использования.

Необходимо отметить, что и в прежних, и в так называемых нового поколения ФГОСах, русский язык и родной язык выступают как противопоставление, особенно в той части, где о родном языке пишут в скобках нерусский. Этим мы ставим себя в неудобное положение. Как мы должны объяснять основания, по которым русский язык, пусть и выступая для всех граждан многонациональной страны в статусе государственного языка РФ, является неродным для тех, кто его воспринимает исключительно в качестве родного языка? Думается, это упущение, которое не так сложно и просто необходимо исправить, тем более что новый закон предусматривает возможность изучение русского языка в статусе родного.

Сегодня Комитет Государственной Думы по делам национальностей работает над законодательным обеспечением о использования русского языка в статусе родного и внесения изменений в Федеральный закон «О языках народов Российской Федерации».

Следующее. Качество культурного продукта. Здесь две стороны проблемы. С одной стороны, недостаточно используется то, что уже накоплено. Исчезли герои, поэты, писатели, имена которых у всех были на слуху. Молодежь не знает сегодня имен Расула Гамзатова, Мусы Джалиля и многих других поэтов, писателей, литературное наследие которых составляет сокровищницу нашей культуры. Требуется больше инициатив в вопросах популяризации всего нашего богатого наследия.

С другой стороны, нужна новая продукция. Это более тяжелая задача, требующая привлечения лучших наших литераторов, режиссеров, творцов с большой буквы. Без них наши усилия будут не точными, схематичными, эмоционально пустыми. Следует вспомнить, какой колоссальный успех имел фильм Владимира Бортко «Тарас Бульба» для российско-украинских отношений.

Необходимо оказать содействие в производстве документальных и художественных кинофильмов, посвященных дружбе народов России, общим победам и достижениям. Это могут быть и исторические картины, и обязательно – о современной жизни.

В «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» верно говорится о распространенности негативных стереотипов в отношении некоторых народов. Смягчать и снимать эти стереотипы можно только за счет обратных позитивных примеров. В фокусе должны быть жизненные истории, судьбы людей разных национальностей, добрые образы и примеры, преодоление сложностей и разногласий, общность целей.

Немало делается в последнее время для сохранения духовного и культурного потенциала разных народов России, а также в области культурной интеграции. Минкультуры России проводит на регулярной основе такую деятельность. Но следует обратить внимание на охват. Фестивали, конкурсы, концерты и другие мероприятия – великолепная отдушина для тех, кто интересуется культурой в целом и культурой разных национальностей. Однако если мы хотим изменить ситуацию ощутимо, нужен выход на широкую всероссийскую аудиторию, сложение усилий с федеральными телеканалами.

Сегодня Комитет является одним из организаторов Всероссийского Конкурса «Мы – многонациональный народ России». Творческие работы школьников, студентов, молодых преподавателей и ученых со всей страны позволят участникам Конкурса представить свои предложения по гармонизации межнациональных отношений и укреплению единства российской нации. А члены жюри, Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям получит хороший срез общественного мнения, рассмотрит самые конструктивные инициативы молодежи.

Особое внимание к Интернету. Невозможно снизить уровень агрессии на этой площадке только в рамках борьбы с экстремизмом. Нужен запуск специальных культурных проектов. Уже есть интересный опыт. Например, на площадке Комитета Государственной Думы по делам национальностей проводится всероссийский конкурс «Мосты дружбы». Надо сказать, что возможности Интернета позволяют участвовать в таком интересном, культурно-просветительном мероприятии огромному количеству школьников.

Важно, что работать с молодежью в интернете без самой молодежи невозможно. В интернет-пространстве идут острые дискуссии на тему межнациональных отношений. Полемика часто разогревается криминальными новостями. Нам следует постоянно искать и пробовать инструменты, с помощью которых можно формировать новую среду, особенно в социальных сетях, популяризировать те интернет-ресурсы, которые нацелены на объединение здоровых сил молодежи.

Показывать позитивные примеры межнациональных отношений особо важно на фоне предстоящей Олимпиады, и нужно также использовать это большое событие для сплочения молодежи разных национальностей. Это касается и организации приуроченных к ним массовых соревнований, и системы волонтерства.

В нашем словаре часто встречается слово «толерантность», что значит «терпимость» ко всему иному. Это понятно, но терпеть, как правило, нужно что-то негативное. Все же лучше и эффективнее, если главными нашими целями в культурной политике будут слова «дружба» и «солидарность».

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации В.В. Путин особо говорил о духовных скрепах, в которых чрезвычайно нуждается сегодня наше общество. Я бы сказал и о важности простых культурных скреп. Нам всем очень нужно работать над их качеством.

И последнее, – принципиальный вопрос. Как сделать нашу культурную политику предметом реального, эффективного общественно-государственного партнерства. Думаю, миграционная политика и задачи по социальной и культурной адаптации внутренних и внешних мигрантов представляется важнейшей сферой такого партнерства. Сегодня миграционным процессам явно недостает социально-гуманитарного потенциала. Вместо этого все требуют принятия репрессивных мер в отношении мигрантов.

Сегодня на рассмотрении Комитета по делам национальностей находится законопроект, предусматривающий наделение национально-культурных автономий статусом социально-ориентированных некоммерческих организаций, для которых в этом случае будет предоставлено право участвовать в деятельности по социально-культурной адаптации мигрантов. Думаю, органам власти субъектов такое сотрудничество с НКА, поможет сохранять и укреплять стабильность в обществе, противодействовать негативным тенденциям, находить удачные примеры и формы в работе по адаптации мигрантов. Такие примеры можно будет популяризировать и распространять на территории всей страны.

Это далеко не все направления культурно-образовательной политики страны в свете реализации задач Стратегии государственной национальной политики. Взятый курс на укрепление духовно-нравственных основ российского общества, повышения качества образования, внимания к изучению богатой истории совместного проживания наших народов должен помочь избавиться от всякого рода нетерпимости и укрепить многонациональное культурное единство народов России.


1 Владимир Путин. Россия: национальный вопрос

2 Цит. по стенограмме заседания Совета при Президенте по межнациональным отношениям